Транспондер: что это, какими бывают и как закрепить в автомобиле
Транспондер: что это, какими бывают и как закрепить в автомобиле
По всей территории страны открыто большое количество дорог регионального, а также федерального значения, проезд по которым осуществляется на платной основе. Водители должны самостоятельно оплачивать каждый въезд в такую зону. Один из вариантов, упрощающих жизнь, – приобретение специального устройства. Благодаря ему, деньги со счета списываются автоматически. Но с целью корректной работы такого приспособления важно обеспечить качественное крепление транспондера в установленном производителем месте.
Как правильно установить транспондер?
Чтобы быстро, комфортно и без задержки проехать через пункт взимания платы на скоростной дороге, важно правильно установить транспондер. Обратите внимание, что неверная установка может привести к проблемам с проездом по платной дороге. Чтобы этого не произошло, запомните несколько простых правил:
- тщательно протрите поверхность стекла, обезжирьте её и дайте высохнуть (рекомендуется использовать специальную чистящую салфетку);
- аккуратно снимите защитную пленку с устройства и горизонтально прислоните клейкой стороной к обозначенному месту, прижмите и зафиксируйте в таком положении на 10 секунд.
В легковых автомобилях устройство крепится в верхней части стекла, за зеркалом заднего вида, а в грузовых — в нижней части, но не менее, чем на 10 см от нижнего края.
Кроме того, важно грамотно использовать транспондер и не допускать:
В грузовых транспортных средствах следует устанавливать транспондер в нижней части переднего стекла над стеклоочистителями. При этом важно закрепить электроустройство так, чтобы в радиусе 10 см ничего не было. Также важно проследить, чтобы дворники не мешали работе прибора, что приведет к множественным сбоям устройства.
Транспондер начинает корректную работу через 30-120 минут после установки. Прибор издает звуковые сигналы, по которым водитель может судить о работе устройства:
- При приближении /проезде платной зоны звуковой сигнал отсутствует – прибор не считывает сигнал, требуется коррекция или переустановка.
- Один сигнал – транзакция совершена.
- Два звуковых сигнала – транзакция прошла, но баланс приближается к нулю.
- Три сигнала – операция отклонена.
Где искал?
Транспондеров для ЗСД я в свободной продаже не нашел. Да и те, что выдают в магистралях северной столицы, на самом деле не продают. Водители всего лишь берут их в аренду. Это написано в договоре.
Никаких аналогов в магазинах тоже не продаётся. Конечно, всегда можно прикрепить девайс на двусторонний скотч – но это не красиво.
Вот об этом кусочке пластика идёт речь
Для чего нужен транспондер?
Удивительно, но далеко не все водители знают, что это за устройство. Так вот, транспондером называют электронный механизм, с помощью которого можно проезжать пункты оплаты без остановки. На всех пунктах есть отдельная полоса для оплаты именно таким способом. И как только автомобилист выезжает на нее, прибор начинает вычислять класс транспортного средства, после чего происходит оплата. Оплатив дорогу, механизм открывает шлагбаум.
В целом можно экономить до 5-10 минут своего времени. И еще не забывайте, что на простых пунктах оплаты частенько бывают пробки, а на специальных полосах – их нет. Кроме того, всем пользователям предоставляется 20-ти % скидка, что тоже радует. Очень выгодное предложение для тех, кто частенько катается по платным дорогам.
Но не все так гладко. Во-первых – это цена. За одну карточку водителю придется заплатить 1500 рублей (видел своими глазами на одной из АЗС). Сам проезд по платной трассе в один конец стоит примерно 1000 рублей. Получается, чтобы выйти в плюс нужно, как минимум проехать 4 раза туда и обратно.
Согласно статистике, порядка 70% всех водителей только один раз в году пользуются платной дорогой. И если вы тоже изредка выезжаете на «платку», то «отбивать» транспондер придется 4 года. Не думаю, что это выгодное предложение в таких условиях. Тем более сумма выигрыша не так уж и велика.
Во-вторых, работа транспондера не совсем корректна. В практике известно множество случаев, когда система списывала деньги со счета по другому тарифу, или брала плату за лишний проезд. Суммы то не большие, и вряд ли кто-то будет тратить свое время и нервы на разбирательства с Автодором.
ВНИМАНИЕ, НЕТ ШЛАГБАУМОВ!
Почему легковушки едут на ЦКАД – предельно ясно. Дорога помогает сэкономить время.
— Мне надо было попасть из Домодедово в Солнечногорск, навигатор вёл через М-2 – МКАД – М-10 и показывал 3,5 часа. Честно, меня перспектива стоять в московских и подмосковных пробках 3,5 часа ввергла в жесточайшее уныние, решил пойти в обход и не ошибся. Несмотря на то, что маршрут был почти в два раза длиннее (230 километров против 120 километров), проехал я его менее чем за два часа и не стоял нигде, — рассказал Петр Шкуматов лидер «Общества Синих ведерок».
Активист, как и другие автомобилисты, из плюсов ЦКАД отметил качество дороги. Это современный автобан с разделенными отбойниками двумя полосами движения в каждом направлении и искусственным освещением на всех участках. Разрешённая скорость — 110 километров в час, причем повороты тут настолько плавные, что даже притормаживать не приходится. Да и пробок, ставших символом МКАД, здесь, во всяком случае, пока нет.
— Я ехал по транспондеру и поездка обошлась мне в 300 рублей. Приборчик сэкономил мне 50%. Тот же путь за наличные стоил почти 600 рублей. И что порадовало, так это отсутствие шлагбаумов. Это единственная в нашей стране дорога без традиционных пунктов оплаты, — добавил Петр Шкуматов.
Отсутствие шлагбаумов действительно экономит время на проезд. Перед ними не нужно притормаживать, нет очередей, как на М-11 или М-4. Умная система ЦКАД считывает информацию о передвижении машин автоматически. Для этого на п-образных опорах установлены камеры и приборы, списывающие деньги с транспондера. Но именно это ноу-хау стало настоящей ловушкой для автомобилистов.
Транспондер для платных дорог что это такое: Один транспондер для платных дорог
Четыре года подряд мы всей семьей ездим на машине на море — из Санкт-Петербурга в Геленджик.
Путь неблизкий — 2253 километра. Это трое суток в машине с остановками на ночлег. Чтобы не задерживаться в пробках, мы едем по платной дороге М-11 до Москвы, а затем — по М-4 до Новороссийска. В 2017 году проезд по платным дорогам обошелся нам в 4 тысячи. В августе 2019 года мы арендовали транспондер — устройство, которое автоматически платит за проезд, — и сэкономили 1174 Р.
В статье расскажу, что это за устройство, как им пользоваться и сколько получится сэкономить.
Что такое транспондер
Транспондер — это гаджет, с помощью которого можно оплатить проезд бесконтактно, проехав пункт оплаты практически без остановки. Причем оплата будет по специальному тарифу — обычно это на 20% дешевле, чем если рассчитываться наличными или банковской картой.
удается сэкономить на платных дорогах с транспондером
Транспондер выглядит как небольшая коробочка, которая приклеивается на лобовое стекло. Важно прикрепить его на стекло за зеркалом заднего вида, чтобы данные с транспондера легко считывались, когда вы проезжаете пункты оплаты.
Заряжать транспондер или менять в нем батарейки не нужно — в устройстве уже установлена батарея, срок работы которой около 5 лет.
Так выглядит транспондер на лобовом стекле: белая коробочка с надписью «Автодор»
Какие бывают транспондеры
Транспондеры бывают четырех видов — T-Pass, «15-58 М-11», «Западный скоростной диаметр» и «Главная дорога». Каждый из них будет выгоден на определенной платной дороге.
Тарифы для всех видов транспондеров
Например, транспондер «15-58 М-11» даст скидку на проезд по трассе М-11 «Нева», а транспондер «Главная дорога» — на участках Северного обхода Одинцова, трассы М-11 и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.
Я пользовалась транспондером T-Pass, потому что он предоставлял скидку на нужных мне дорогах по пути к морю:
- М-4 «Дон» — от 21 до 211 км;
- М-11 «Нева» — от 258 до 334 км.
Еще транспондер T-Pass дает скидку на трассе М-3 «Украина» — от 124 до 194 км, — но в мой маршрут она не вошла.
Транспондер можно купить или арендовать. Мы с семьей ездим по платным дорогам раз в год, поэтому нам выгоднее арендовать. Но вот тем, кто постоянно ездит по платным дорогам, выгоднее все-таки купить транспондер.
Избранные статьи для автомобилистов
Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в рассылке для автолюбителей
Где купить транспондер
Транспондер T-Pass продает ООО «Автодор — платные дороги». Эта компания — дочка ГК «Российские автомобильные дороги». Организация следит за тем, чтобы все водители оплачивали проезд по платным участкам дорог. И она же продает транспондеры, чтобы водители охотнее выбирали платные участки.
Транспондеры продают в интернет-магазине «Автодора», на АЗС партнеров и даже в сети быстрого питания «Мгрилькафе». Если вы уже в пути поняли, что с транспондером вам выгоднее и проще, то загляните на карту «Автодора» — там обозначены заправки, где продают транспондер.
Где купить транспондер — информация «Автодора»
Где арендовать транспондер — информация «Автодора»
Когда я пишу эту статью, транспондер T-pass «Автодора» в их официальных офисах продаж стоит 1150 Р. В интернет-магазинах он стоит дороже: на «Беру» — 1349 Р, а в «Онлайн-трейде» — 1250 Р.
В интернет-магазинах транспондер стоит дороже, чем в официальных офисах продаж
Лучше покупать в «Автодоре»
Где арендовать транспондер
Арендовать транспондер можно только у представителей «Автодора» — либо в офисах компании, либо на трассах. Например, на 136 км и 168 км дороги М-3 «Украина» и на 89 км, 208 км, 545 км и 647 км дороги М-11 «Нева».
Вернуть устройство можно в любой пункт — необязательно возвращаться именно туда, где вы его брали. Я взяла свой транспондер в аренду на 545 км дороги М-11 «Нева», а вернула уже в пункте продаж Санкт-Петербурга.
Аренда транспондера стоит 2 Р в сутки, арендовать можно хоть на один день. Для аренды потребуется только паспорт. Залог оставлять не надо, но сразу же потребуется пополнить лицевой счет минимум на 500 Р.
в сутки стоит аренда транспондера
С браком и поломками здесь тот же принцип, что и с любыми другими товарами: если вы выявили неисправность, то вправе вернуть устройство для замены или починки. Если уже в процессе возврата обнаружат какие-либо поломки, связанные с неправильной эксплуатацией устройства, то придется выкупить транспондер. У меня таких проблем не было: за 18 дней с устройством ничего не случилось.
Так выглядит акт приема-передачи транспондера. Специалист осмотрел устройство и написал, что никаких повреждений нет
В офисе отдельно продают держатели и специальный пакет, который блокирует сигнал, — этакая шапочка из фольги для транспондера
Как настроить и закрепить транспондер
Транспондер лучше крепить за зеркалом заднего вида, потому что в автомобилях часто используют дополнительное покрытие на лобовом стекле — оно может помешать считыванию сигнала. А за зеркалом такого покрытия нет.
Настраивать сам транспондер не придется — нужно только зарегистрировать личный кабинет на сайте «Автодора». С устройством во время этого процесса ничего делать не нужно.
Как крепить. Сначала я очистила и обезжирила стекло спиртовой салфеткой — она была в комплекте с транспондером. Затем сняла защитную пленку с клеевой основы устройства и плотно прижала его к ветровому стеклу на 10 секунд. В правилах было написано, что температура стекла должна быть выше +10…15 °C, но в тот день было заметно холоднее. Это не помешало транспондеру держаться как надо: за всю дорогу он не отклеился, а когда пришло время его снимать, я его еле отодрала.
Как зарегистрировать личный кабинет. Если вы арендовали транспондер в пункте продаж и обслуживания, то у вас персонифицированный транспондер, это важно учитывать при регистрации. Это значит, что система уже создала лицевой счет по вашим паспортным данным, а вы можете привязать еще несколько устройств к счету.
Неперсонифицированный транспондер можно купить в любом другом месте, кроме пунктов продаж и обслуживания «Автодора», например на «Озоне» или «Беру». Для активации неперсонифицированного транспондера не нужны паспортные данные, но у анонимного устройства есть минусы: счет нельзя пополнять банковской картой, в личном кабинете нет детализации поездок, а если ошибетесь при пополнении счета, деньги не вернут. Если понадобится, анонимное устройство можно персонифицировать в личном кабинете.
Как персонифицировать транспондер — инструкция «Автодора»
Я арендовала транспондер в официальном пункте продаж. В договор внесли мои паспортные данные, поэтому устройство сразу было персонифицированным. Чтобы создать личный кабинет, я зашла в раздел «Регистрация» на сайте «Автодора». Там ввела ФИО и подтвердила электронную почту. После этого система предложила мне привязать транспондер к счету — для этого нужно указать номер договора и паспортные данные.
Я создала учетную запись, но еще не привязала транспондер к своему счету
Привязать персонифицированный лицевой счет — значит указать данные договора, который вы получили при покупке или аренде транспондера
Номер лицевого счета — это цифры до первой косой черты в номере договора
Если все данные ввели правильно, в личном кабинете будет видно, сколько денег на счете
Пополнить счет можно несколькими способами: наличными в любом центре обслуживания и продаж, в приложениях Тинькофф-банка, «Росбанка», «Уралсиба» или Сбербанка, на заправках «Лукойла» или картой в личном кабинете на сайте «Автодора». Последний способ мне показался наиболее удобным — я просто вводила данные карты и нужную сумму на сайте, подтверждала операцию и сразу же видела, что счет пополнен.
Если вы сдаете транспондер, а на счете остаются деньги, их можно вернуть. Для этого необходимо написать заявление в офисе продаж, где вы сдаете транспондер. Деньги придут в течение двух месяцев.
Что происходит на пункте оплаты
У въезда на платную дорогу установлены специальные пункты взимания платы с терминалами. В них можно расплатиться наличными или по карте. Водителям с транспондером нужно заранее перестроиться на полосу T-pass, снизить скорость до 30 км/ч и проехать практически без остановки. Полоса T-pass обычно зеленого или желтого цвета.
Когда машина проезжает через такой пункт, система определяет ее категорию в зависимости от высоты и числа осей. Чем больше категория, тем дороже проезд. Например, мой автомобиль Honda Stepwgn — минивэн, но относится к 1 категории, поэтому у меня минимальный тариф.
От категории зависит цена проезда. Обычно рядом со шлагбаумом стоит табло, где и высветится присвоенная вашему транспортному средству категория и сумма оплаты.
Тарифы для разных категорий на 21—62 км трассы М-4 «Дон»
Категория | Высота машины | Оси, шт. | Без транспондера | С транспондером |
---|---|---|---|---|
I — ТС с прицепом/без прицепа; Мотоциклы с прицепом/без прицепа | ≤ 2 м | 2+ | 70 Р | 56 Р |
II — грузовые и пассажирские ТС с прицепом/без прицепа | 2—2,6 м | 2+ | 100 Р | 80 Р |
III — грузовые и пассажирские ТС | ≥2,6 м | 2 | 140 Р | 112 Р |
IV — грузовые и пассажирские ТС | ≥2,6 м | 3+ | 270 Р | 216 Р |
I — ТС с прицепом/без прицепа;
Мотоциклы с прицепом/без прицепа