Замена рулевых наконечников на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Замена рулевых наконечников на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Рулевые наконечники (наконечники рулевых тяг) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 представляют собой шаровые шарниры, состоящие из корпуса, вкладыша, пружины вкладыша, пальца, защитного резинового чехла (пыльника).
Наконечник рулевой тяги соединяет поворотный рычаг на стойке с внутренней (длинной) тягой, крепящейся к рулевой рейке.
Со временем вкладыши поджимающие подвижные шарниры в наконечниках разрушается, что приводит к увеличению люфта при вращении рулевого колеса и характерных частых стуков в подвеске при проезде неровностей. При выявлении вышедшего из строя наконечника рулевой тяги меняем его на новый.
Инструменты необходимые для замены наконечника рулевой тяги
Рожковый ключ на 27 мм, для ослабления затяжки контргайки наконечника.
Рожковый ключ на 24 мм, для удержания от проворачивания соединительной муфты длинной тяги и наконечника.
Накидной ключ на 19 мм, для отворачивания гайки крепления пальца наконечника рулевой тяги.
Съемник наконечника, либо монтажная лопатка для отсоединения пальца наконечника от поворотного рычага на стойке.
Накидной ключ на 22 мм, для отворачивания болтов крепления рулевых тяг к рулевой рейке.
Молоток
Плоскогубцы
Подготовительные работы
— Ставим автомобиль на ручной тормоз и передачу
— Подставляем под колеса упоры
— Ослабляем затяжку болтов колеса, где собираемся менять наконечник
— Поддомкрачиваем и снимаем одно из передних колес автомобиля
— Очищаем от загрязнения наконечник рулевой тяги и примыкающие к нему детали
Порядок замены наконечника рулевой тяги автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Отворачиваем контргайку наконечника рулевой тяги
Вращаем рулевое колесо и устанавливаем наконечник так, чтобы был удобный доступ к его контргайке из подкапотного пространства. Рожковым ключом на «22» удерживаем соединительную муфту за имеющиеся на ней грани, а рожковым ключом на «27» ослабляем затяжку контргайки наконечника. Резьба на наконечнике левая, отворачиваем гайку по часовой стрелке.
Ослабляем контргайку наконечника при помощи двух рожковых ключей
— Поворачиваем колеса так, чтобы наконечник максимально выдвинулся в арку колеса
Вращаем рулевое колесо в сторону противоположную заменяемому наконечнику.
— Расшплинтовываем гайку крепления пальца наконечника
Используем пассатижи, при помощи которых сжимаем усики шплинта и извлекаем его из отверстия в пальце.
Детали наконечника рулевой тяги ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Отворачиваем гайку крепления пальца наконечника к поворотному рычагу на стойке
Используем ключ на «19». При необходимости гайку обстукиваем молотком и заливаем проникающей жидкостью.
Отворачиваем гайку крепления пальца наконечника к поворотному рычагу
— Съемником отсоединяем наконечник от поворотного рычага
Если съемника нет, то монтажкой создаем натяг в соединении наконечника и рычага и стукаем молотком по бобышке рычага.
Отсоединяем наконечник от поворотного рычага при помощи монтажки и молотка
— Выворачиваем наконечник из муфты
Необходимо подсчитать число оборотов, на которые вывернется наконечник, что бы при установке нового наконечника завернуть его на то же число оборотов и не сбить угол схождения передних колес.
— Свинчиваем с наконечника контргайку
Наворачиваем ее на новый наконечник (если там ее нет).
— Вворачиваем новый наконечник в соединительную муфту
Вворачиваем на установленное ранее число оборотов. Ориентируем взаимное положение наконечника и тяги вставив палец наконечника в отверстие бобышки поворотного рычага.
— Затягиваем контргайку
Опять используем ключи на «22» и «27». Момент затяжки — 121-149 Н.м.
— Закрепляем палец наконечника в бобышке поворотного рычага
Устанавливаем гайку крепления пальца и затягиваем ее моментом 27-33 Н.м.
Примечания и дополнения
— После замены наконечника рулевой тяги на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуется подкорректировать углы установки колес.
— При обнаружении люфта и стуков в самих рулевых тягах рулевого механизма, необходимо заменить и их (см. «Замена рулевых тяг автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»).
Предназначение и конструктивные особенности
Данная деталь выполняет важнейшую функцию – передачу двигательного усилия в цепочке «рулевая колонка-управляемые колеса» между деталями с изменяемым углом соприкосновения. Поэтому наконечник рулевой тяги выполняется в виде шарнирного элемента, имея в конструкции подвижные части. Зависимо от типа и особенностей автомобильной системы управления, в одной машине встречается от четырех до шести наконечников.
Рулевые наконечники в подавляющем большинстве автомобилей отличаются предельной простотой, что обеспечивает высокий уровень их надежности. В целом, данная деталь состоит из восьми основных частей, это:
- корпус, в который встроена полуось;
- шаровый палец, на котором нарезана резьба;
- вкладыш, чаще всего из тефлона, предназначенный для фиксации и ограничения перемещения шарового пальца;
- крышка, которой закрывается корпус устройства, что предотвращает попадание внутрь мусора, способного повредить наконечник;
- чехол из неопрена, который защищает механизм от посторонних предметов со стороны пальца;
- кольцо, с помощью которого чехол фиксируется на пальце;
- пружина, которой чехол крепится к корпусу;
- гайка для пальца.
Практически все рулевые наконечники имеют одинаковую конструкцию, различаясь преимущественно размерами и материалами, из которых изготавливаются их детали.
ЧТО ПОНАБИТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
- домкрат;
- набор ключей;
- съемник для выпрессовки пальца наконечника из рычага, если такого нет, сгодится и молоток с монтировкой, но поменять будет куда сложнее;
- штангенциркуль;
- медная смазка и WD-40.
Симптомы неисправностей
Если не обращать внимания на износ наконечников рулевых тяг, то шаровой палец разболтается и выскочит из гнезда на первом приличном ухабе. Чем это чревато, долго пояснять не нужно: колесо станет неуправляемым, а водитель потеряет контроль над машиной. Как определить, что с шарнирами возникли проблемы и требуется проверка ходовой части авто:
- первый признак – глухой частый стук при езде по мелким ухабам, особенно в поворотах;
- как правило, посторонние звуки доносятся с одной стороны, но случается и одновременный износ двух наконечников;
- увеличивается свободный ход рулевого колеса;
- преодолевая поворот на неровной дороге, можно ощутить постукивание на руле;
- на последней стадии износа наконечников автомобиль приходится буквально «ловить» на дороге, поскольку из-за люфта шаровых пальцев колеса могут отклоняться на 2–3° от прямой.
Примечание. К сожалению, подобные признаки наблюдаются не только в результате неполадок рулевой рейки, но и в результате износа подшипника поворотной сошки и маятника. Точный результат покажет проверка, выполняемая сотрудниками автосервиса или самостоятельно в гаражных условиях.
Если вы обнаружили на собственном автомобиле один из перечисленных симптомов, не следует тянуть с диагностикой. Особенно если наконечники отслужили более 40 тыс. км пробега. Для выполнения проверки потребуется смотровая канава, вывешивание автомобиля на домкрате не даст возможности раскачивать тягу в нужном направлении.
Чтобы самостоятельно проверить рулевые наконечники, воспользуйтесь пошаговой инструкцией:
- Загоните машину ровно по центру смотровой ямы, чтобы свободно дотягиваться до шарниров. Если канава слишком узкая, автомобиль придется дважды переставлять со смещением в разные стороны.
- Подоприте задние колеса противооткатными средствами.
- Возьмитесь рукой за тягу максимально близко к наконечнику. Раскачивайте шарнир по направлению вверх-вниз, дабы ощутить люфт.
- Небольшое упругое сопротивление указывает на работу пружины и отсутствие критических зазоров. Значительный люфт чувствуется сразу.
- Поверните тягу несколько раз вокруг собственной оси. Если она подается легко, буквально болтается на шаровом пальце, наконечник следует заменить.
Совет. Раскачивая тягу, не перепутайте люфт шарнира со свободным ходом рулевой рейки или разбитым подшипником маятника.
Для проверки целостности пыльников смотровая яма не нужна. Достаточно вывернуть колесо и приподнять машину домкратом. Дырка в резиновом чехле обнаруживается благодаря густой смазке, которая выдавливается изнутри через порыв.
Замена рулевого наконечника тоже не составляет большой проблемы, из специальных приспособлений понадобится только съемник для выталкивания шарового пальца из проушины поворотного кулака. Учтите важный нюанс: после замены тяги обязательно корректируются углы развала – схождения колес. Своими руками регулировку вам не выполнить, так что придется посетить автосервис.
ЗАМЕНА ПЫЛЬНИКА РУЛЕВОГО НАКОНЕЧНИКА
Часто случается так, что сами рулевые наконечники находятся в исправном состоянии, но при визуальном осмотре выявлен разрыв пыльника. Если оставить его в таком состоянии, то в скором времени он придет в негодность и его придется менять.
Последовательность работ при замене пыльника рулевого наконечника такая же, как и при полной, с той лишь разницей, что после его выпрессовки из поворотного кулака стойки, нужно снять кольцо фиксирующее пыльник и поменять поврежденный на новый.
Перед этим рекомендуется удалить остатки старой смазки, а новый пыльник набить литолом. Важно не переусердствовать когда делаете это, иначе новый пыльник может порваться от излишков смазки.
Из-за чего возникают неисправности наконечника рулевой тяги?
Неисправности наконечника могут быть вызваны сбоями в функционировании системы рулевой тяги в целом. Вышедшие из строя наконечники рулевой тяги вызывают сложные неполадки в работе всей системы рулевого управления. Это, в свою очередь, начнет угрожать безопасности езды на данном автомобиле, так как водителю станет сложно контролировать ситуацию, выбирая необходимую траекторию движения.
Чтобы избежать серьезных проблем, которые могут вылиться не только в дорогостоящий ремонт, но и будут угрожать безопасности водителя и пассажиров, важно своевременно диагностировать наконечники рулевой тяги на наличие неполадок. Если возникает необходимость, наконечники подлежат срочной замене.
Наконечники рулевой тяги имеют определенный срок службы, который зависит от многих факторов. В первую очередь на длительности бесперебойной работы наконечников сказывается качество дорожного покрытия, в условиях которого эксплуатируется машина. Конечно, не стоит недооценивать важность стиля вождения.
Постоянная езда по плохим дорогам губит не только подвеску автомобиля, но и отрицательно сказывается на состоянии рулевого наконечника, который выходит из строя значительно быстрее, чем полагается. Если же брать во внимание средние показатели, то можно сказать, что наконечник рулевой тяги должен поддерживать бесперебойную работу системы рулевого управления на протяжении 40 тысяч километров.
Признаки износа рулевых наконечников
Неисправность невозможно выявить лишь визуальным внешним осмотром, необходимо произвести некоторые манипуляции: снять колесо или поддомкратить автомобиль и подергать механизм монтировкой. Потрескавшийся пыльник легко заметить, если предварительно отчистить ветошью дорожную грязь. А вот износ шарнира — только опытным путем.
- Один из признаков — люфт рулевой рейки. Произведите серию поворотов руля с небольшой амплитудой на ровном участке дороги. Если вы замечаете, что направление движения автомобиля немного не совпадает с поворотом руля, то вам необходимо проверить рулевой механизм. Люфт приводит к слишком большому свободному ходу руля. Свободный ход руля — это когда колёса на месте, а руль на сантиметр влево-право.
- Или наоборот, при подклинивающем рулевом наконечнике, тяги двигаются с дополнительным усилием. Обычно, это заметно при повороте.
- Вибрация на руле. Сильное биение руля – это тоже важный признак неисправности.
- Стуки в области передней подвески — говорит о возможном износе рулевых наконечников.
- Ещё один косвенный признак — уход автомобиля в сторону при отпущенном руле.
Эти признаки не обязательно говорят об износе рулевых наконечников, вполне возможно требуется замена рулевой рейки или просто подтянуть болты.
Если вы заметили у своего автомобиля один или несколько признаков, обратитесь в наш автосервис. Наши специалисты помогут установить точную причину.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Телефон:
тел.: 8(343) 201 57 55 . . . . . . . . .(ГОР.)
тел.: 8(912) 23 00 555 . . . . . . . . .(МТС)
тел.: 8(912) 66 75 666 . . . . . . . . .(МТС)
НАШИ УСЛУГИ
НЕ НАШЛИ УСЛУГУ?
CПОСОБЫ ОПЛАТЫ
НАШИ КООРДИНАТЫ
тел.: 8(343) 201 57 55 . . . . . . . . . . . .(ГОР.)
тел.: 8(912) 23 00 555 . . . . . . . . (МТС)
тел.: 8(912) 66 75 666 . . . . . . . . (МТС)
город Екатеринбург, Улица Данилы
Зверева, 23/3
работаем с 10:00 до 20:00 без выходных
на карте
Куда крепится рулевой наконечник?
Поиском по форуму нашел, что отдельно оно не поставляется на наши авто. Скверно это. Но, думаю, не смертельно.
Наверняка можно подобрать аналог по диаметру пальца/шарнира. Никто не пробовал?
Просто наконечники сами живые, но резинки порепаные, боюсь порвутся скоро.
Alex22
❝ Цитата(brainstorm @ Jan 15 2009, 18:04)
Просто наконечники сами живые, но резинки порепаные, боюсь порвутся скоро
brainstorm Ford Escape 2005 2.3 AWD + BMW X3 2.5i
AIf Escape 2.3 FWD
dlinnyi 2000 Tribute V6 3.0
brainstorm Ford Escape 2005 2.3 AWD + BMW X3 2.5i
спасибо, посмотрю. Если не поздно еще, а то я забил на это дело, теперь не известно. в каком состоянии
brainstorm Ford Escape 2005 2.3 AWD + BMW X3 2.5i
Доехал до мастерской, поменял все-таки. Шарнир живой.
«Оригинал» от ВАЗ-2101 не подошел, т.к. на широком конце было металлическое кольцо, которое плотно не садилось.
Пыльник Москвич 2141 встал как родной :good:
Затраты 45 руб запчасти, 250 работа, около часа времени.
witali2008 Ford Escape 2005 3L AWD
❝ Цитата(brainstorm @ Jan 15 2009, 19:04)
Поиском по форуму нашел, что отдельно оно не поставляется на наши авто. Скверно это. Но, думаю, не смертельно.
Наверняка можно подобрать аналог по диаметру пальца/шарнира. Никто не пробовал?
Просто наконечники сами живые, но резинки порепаные, боюсь порвутся скоро.
Всем привет! Была аналогичная проблема. На рулевой оригинальный наконечник FORD отлично подошел пыльник (со стальным кольцом под запрессовку) на шаровую опору от Волги марку авто не помню. У нас во Владимире пыльник стоит 17 руб.
ilya_z5 Mazda Tribute 2005 2.3l AT 2WD -> Ford Escape 2010 2.5l AT 4WD -> LADA VESTA SW CROSS
AlexEscape54 Escape > Tribute 2007 > Kuga 2018, 2.5, FWD
❝ Цитата(ilya_z5 @ May 4 2010, 08:22)
Купил пыльники от москвича 2141 по 10 р. На родные посмотрел — трещины на резине не прогрессируют. Так они ещё фиг знает сколько проходят. Вот и задумался: а стоит ли их менять?
Поковырял отвёрткой пыльник — он либо на клею сидит, либо металлическое кольцо в резине очень плотно садящееся. Как его снимать, просто сбивать или там буртик какой на наконечнике есть?
brainstorm Ford Escape 2005 2.3 AWD + BMW X3 2.5i
Я год как раз и отъездил на москвичевском пыльнике. Перед этим родной пробил где-то, палец не болтался, но ходил свободно. Забили смазкой и на г-пыльнике проездил еще год без всяких симптомов.
Через год менял по причине стука шарнира, пыльник был как новый.
Как временное решение — на время заказа железок (плюс 3-6 мес 😀 ) вполне рабочий вариант.
❝ Цитата(ilya_z5 @ May 4 2010, 07:22)
Поковырял отвёрткой пыльник — он либо на клею сидит, либо металлическое кольцо в резине очень плотно садящееся. Как его снимать, просто сбивать или там буртик какой на наконечнике есть?
насколько помню, буртик есть, кольца на пыльнике нет. Подумай заранее, чем пыльник крепить к шарниру крепить будешь — нужно типа проволочной пружинки, как на импортных пыльниках.
gorodovoi
RomanOFF Ford Escape 3.0 XLT 2000
gorodovoi
ilya_z5 Mazda Tribute 2005 2.3l AT 2WD -> Ford Escape 2010 2.5l AT 4WD -> LADA VESTA SW CROSS
Пару недель назад появился скрип при езде задом и вывернутом вправо, почти до конца, руле. Подозрения были на шрус и на наконечник. Шрус отмёл, т.к. в других ситуациях не скрипит. В выходные снял правый наконечник, посмотрел пыльник. Вроде бы всё показалось нормальным. Но, раз уже снял, побрызгал WD-шкой на шарик, покрутил его, убрал старую смазку, нафигачил новой: Motorex 190EP (универсальная смазка с рабочим диапазоном -20..+120 градусов).
Ставить купленный пыльник от москвича не стал. По виду старый выглядит лучше.
Думал — не поможет. А выехал — ничего, кажись скрип пропал. Теперь надо ещё и левый смазать.
Единственная засада — снять наконечник. Площадка, куда он крепится, очень маленькая, съёмником не за что зацепиться. Еле-еле с третьего раза удалось его снять. Ну, и колечко плотно сидит. Отвёрткой его сбивал и наколачивал, — слегка покоцал резинку в районе кольца.
brainstorm Ford Escape 2005 2.3 AWD + BMW X3 2.5i
❝ Цитата(ilya_z5 @ Jul 20 2010, 07:35)
Единственная засада — снять наконечник. Площадка, куда он крепится, очень маленькая, съёмником не за что зацепиться. Еле-еле с третьего раза удалось его снять.
Несколько несильных ударов молотком в торец кулака и он сам выскакивает.
ilya_z5 Mazda Tribute 2005 2.3l AT 2WD -> Ford Escape 2010 2.5l AT 4WD -> LADA VESTA SW CROSS
❝ Цитата(brainstorm @ Jul 20 2010, 10:46)
Несколько несильных ударов молотком в торец кулака и он сам выскакивает.
Ну, ну. Я так выколачивал наконечники на Опеле Кадете. Два часа х*ярили всевозможными кувалдами, домкратили, ломами двухметровыми поддевали — фиг, чуть всю машину не разворотил тогда. А потом сходил за съёмником, одеваешь его, закручиваешь ключом, 15 секунд на всё — и наконечник снят без шума и пыли. Никакого молотка или другого ударного инструмента при этом не требуется вообще. Зарёкся раз и навсегда что-то так выколачивать. На хрена козе баян, когда съёмник специально для этого есть?
Рулевая тяга: устройство, неисправности и замена
Нужно уточнить момент, некоторые автолюбители не различают разницы между, рулевой тягой и рейкой. А отличия достаточно весомые. Вы должны понимать, что рейка – это полноценный механизм управления, внутри которого двигается зубчатый вал (рейка), соединяющийся с тягами, левой и правой. Можно встретить понятие, как средняя тяга, имейте виду, она присутствует в системах «червячного» типа, например, модели ВАЗ (Классика) или БМВ.
Фото: рулевые тяги ГАЗ Сайбер
Кстати, «немцы» применяли на своих моделях разные типы рулевых систем, можно встретить, как «червяк», так и рейку, к примеру, Е39, Е34, Е38 и т.д.
Теперь же само понятие, рулевая тяга, что это? Это деталь рулевой системы любого автомобиля, превращающая физическое воздействие человека на руль, в повороты колеса. Проще – это связующие звено между рулевой колонкой, рулем и колесами (в частности рулевыми «кулаками»). Без них, вы просто напросто не смогли бы повернуть колесо.
Устройство
Разновидности
Как таковых разновидностей три:
Средняя рулевая тяга
Часто можно встретить расшифровку, как продольная и поперечная тяга. Вторая – это, так называемая средняя тяга или центральная, как её еще называют. Первая это левая либо правая часть. Помните, что такое количество элементов присуще только «червячному» типу механизма. Некоторые отмечают, особенность негативно складывается на управляемости, потому что, воздействия от неровных дорог передаются прямо на руль, от чего водитель чувствует все лично. Больше шарнирных (подвижных) элементов, от чего за состоянием деталей, приходится следить гораздо чаще.
В рейках, такого разнообразия нет, задачу центральной тяги, выполняет зубчатая рейка, двигающаяся по цилиндру. В зависимости от типа рейки, она может быть, как «сухой», так и ГУР, ЭУР. Второй тип предусматривает наличие специальных сальников, предотвращающих утечку жидкости. К зубчатой рейке подсоединяются рулевые тяги (левая и правая). В зависимости от модификации автомобиля, соединения могут быть, как шарнирные, так и классические резьбовые. Соединения тяг с поворотными кулаками происходит через шарниры.
Устройство
Не стоит забывать, что они разделяются и по возможности регулировки. Часть идут литыми вместе с наконечниками, без возможности регулировки. В других модификациях предусмотрены специальные втулки на краях, в которые завинчиваются наконечники, с возможностью регулировки последних. Поэтому обращайте внимание, какой тип установлен у вас, после замены понадобится подгонка сход развала.
Ресурс, неисправности и их признаки
Точных сроков эксплуатации никто не дает. Принято считать, что в целом, в устройстве всего управления, какого типа бы оно не было, тяга обладает наибольшим периодом эксплуатации. Называют сроки в 100 000 – 150 000 км. и даже 250 000 км. Но, тут необходимо сделать важный акцент, во многом все зависит от стиля управления автомобилем и характеристиками дорожного полотна. К примеру, на ухабистых дорогах, ясное дело, что детали быстрей изнашиваются.
Во время эксплуатации автомобиля, каждому водителю необходимо обращать внимание на появление непонятных звуков, ухудшение управляемости, это могут быть первыми «звоночками» того, что какой-то элемент выходит из строя.
Сломанная рулевая тяга
• Появившийся стук, скрежет во время движения по неровным дорогам.
• Небольшое постукивание во время поворотов руля.
• Съеденная резина с одной стороны.
• Люфт и общая разболтанность элемента.
• Автомобиль «водит» при условии прямого положения руля.
• «Колесо» туго вращается.
• Порванный пыльник, как правило, после попадания грязи, пыли, влаги, шарнир долго не «живет».
Порвался пыльник
Зачастую неисправности связаны с изношенными креплениями, как на наконечниках, так и со стороны рулевого механизма (например, облом резьбы). После сильного удара по подвески, влетели в яму, не редко, может измениться плоскость, погнуться. В таких случаях, лучше заменить деталь, потому что восстановить без специальных инструментов её первоначальный вид, будет трудоемко. А как понимаете, «кривой» элемент ничем хорошим в управлении не отличиться.
Отдельно хотелось бы сказать, что в устройство тяги входит наконечник, большая часть признаков, может быть связана с его неисправностями. К примеру, выработался «палец» или полиуретановая прокладка, фиксирующая шарнир в «гнезде», что в целом приводит к появлению люфта.
Замена
Если диагностика показала износ, к примеру, наконечника, можно обойтись его заменой. Но, если шарниры вышли из строя на обеих сторонах, обломана резьба или тяга в принципе необслуживаемая, то, конечно, понадобиться полная замена. Поэтому приведем небольшой план работы, что нужно учитывать и какие особенности ремонта. Итак:
• Ослабляем крепление колес. Поднимаем машину домкратом.
Не забываем о технике безопасности, подложите кирпич или «башмак» под колесо. Не забывайте, делать это нужно с противоположной стороны от подъема. То есть, подняли левую сторону, кирпич подложили под заднее правое колесо.
• Итак, колесо открутили, теперь вам открылись тяги. Снимаем шплинт и откручиваем гайку «пальца».
Откручиваем гайку рулевого наконечника
Кстати, желательно измерять длину старого элемента, это поможет самостоятельно отрегулировать «посадку» новой детали.
Снимаем его
• Если снимаете только наконечник, достаточно выкрутить его из втулки. Но, если речь заходит о полной замене, тогда придется снять пыльники (аккуратно), а только после этого откручивать весь элемент. Как правило, на тяге сделаны пазы под ключ на 32.
Далее нужно снять пыльник
Новая установленная рулевая тяга. Фото замены — drive2.ru пользователь Валерий Завгородний