Деметра — богиня плодородия в Древней Греции
Деметра — богиня плодородия в Древней Греции
Боги и богини древнегреческого пантеона прекрасны и понятны людям, так как обладают многими человеческими качествами, они так же любят и ненавидят, сострадают или мстят. Деметра – одна из самых почитаемых греческим народом богинь, уважение и признание к которой живет и поныне.
protoma.jpg
Протома – погрудное изображение богини. Наиболее популярной на Боспоре в IV-III вв. до н. э. была Деметра, богиня плодородия и земледелия. Более половины найденных терракотовых статуэток на Елизаветовском городище представляют собой протомы Деметры.
В Азовском музее-заповеднике из 36 предметов коропластики Елизаветовского городища 28 являются протомами этой богини.
Известно, что традиция изображать Деметру со сложенными в ритуальной позе руками под грудью появилась на Родосе в V в. до н. э.
Деметра и Элевсинскии мистерии
Храм города Элевсин, где некогда находилась сама богиня, стал средоточием ее культа, который был одним из наиболее важных для античной Греции. Смысл этих обрядов состоял в том, что необходимо было отметить смену времен года (осень и весну) и связанные с этим изменения в сельском хозяйстве. Мистерии – то есть действа посвященных – позволяли задобрить Деметру, когда ее дочь отправляется обратно к мужу (осень), и помочь Персефоне выйти в очередной раз из царства теней (весной).
В конечном счете, от правильного отправления этого культа зависела жизнь земледельцев. Так что, Элевсинские мистерии проводились с большой торжественностью и соблюдением строжайших правил ритуальной чистоты. Участвовать в них могли только служители храмов Деметры и посвященные лица.
Но, безусловно, о грозной и милостивой богине не забывали на протяжении всего года. Принося ей жертвы поминали умерших, просили благополучия или отмщения своим обидчикам.
Отчаянные поиски Персефоны
Другие девочки ничего не видели, потому что все произошло очень быстро. У них не было ни малейшего намека на внезапное исчезновение Персефоны. Однако все происходящее не укрылось от глаз Зевса, отца девушки и брата похитителя. Видел все и Гелиос, бога Солнца. Зевс решил промолчать обо всем этом, чтобы предотвратить ссору с братом, а Гелиос благоразумно решил, что лучше не вмешиваться ни во что, что его не касается.
Обезумевшая от горя Деметра бродила по земле в поисках своей дочери. И тут ее добрая подруга Геката, богиня дикой природы и деторождения, посоветовала Деметре обратиться за помощью к Гелиосу, всевидящему Богу Солнца, чтобы найти свою дочь.
Гелиос почувствовал жалость к Деметре, которая плакала и умоляла его помочь ей. Таким образом, она открыла ей, что Персефона была похищена Гадесом. Услышав это, Деметра рассердилась и хотела отомстить, но Гелиос предположил, что для Персефоны не так уж плохо быть женой Гадеса и царицей мертвых.
Деметра дарующая и карающая
Как известно, древнегреческие боги и богини могли не только одаривать человечество знаниями, умениями или какими-то благами. За непотребное поведение любой из них мог покарать провинившегося перед богами человека. Несмотря на добрый нрав и заботу о людях, богиня плодородия упоминается в мифах, рассказывающих о наказании людей за жестокосердие, предательство и жадность. Вспомнить хотя бы историю Эрисихтона, которого она наказала за жадность и неуважение к богам. Наказала жестоко, но он того действительно заслужил, так как сердце его было чёрствым, как прошлогодняя краюшка хлеба.
Здесь хотелось бы вспомнить две легенды, в которых описывается период, когда древнегреческие богини Деметра и Персефона были разлучены.
Женщины в Древней Греции
В сравнении с гражданами мужского пола, древнегреческие женщины имели намного меньше прав. Не имея права голосовать, владеть землей или наследовать, женщина в основном находилось дома, и цель ее жизни состояла в воспитании детей. Это, однако, общее описание, и, рассматривая роль женщин в Древней Греции, следует помнить, что информация о конкретных городах-государствах часто отсутствует, и почти всегда представлена через призму восприятия авторов-мужчин. Только в Афинах статус и роль женщин могут быть определены и описаны в подробностях. Мы также не уверены в практическом и повседневном применении правил и законов, уцелевших с древности. Нам тем не менее достоверно ведомо, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других городах. Как и мужчины, они должны были тренироваться, а так же имели право владеть землей и пить вино.
Также существовали категории женщин, информация о которых была менее тщательно задокументирована, чем о таких, как профессиональные женщины, которые работали в магазинах или же проститутки. Социальные правила и обычаи, которые распространялись на последних, были еще менее четко очерчены, чем для женщин-членов семей граждан. В заключение, в отличие от большинства женщин, некоторые, особенно одаренные, поднимались выше ограничений греческого общества и достигали признания в качестве поэтесс (Сапфо), философов (Арета Киренская), лидеров (спартанская царица Горго и Аспасия Афинская) и врачей (Агнодика Афинская).
Женщины в мифологии
Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, греческая религия и мифология наполнена удивительно сильным составом женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная неподражаемым умом, храбростью и честью. Как и для большинства древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества. Неудивительно, что богини плодородия Деметра и Персефона были самыми почитаемыми среди греков.
От ревнивой Геры до Афродиты, использовавшей свои чары, заставляя мужчин потерять рассудок, древнегреческие авторы-мужчины часто представляли женщин как нарушительниц спокойствия. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, которые изо всех сил пытаются сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и милых, сирен. Женщин также часто представляли как управляемых лишь дикой страстью и экстатическими эмоциями (напр. менады). Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная отсутствующему мужу, воплощена в Пенелопе в «Одиссее» Гомера. Музы — воплощение еще одного позитивного женского образа. Они нам известны не только своей физической красотой, но и широким спектром навыков в искусстве. Вопрос о том, имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни, остается открытым, равно как и более интригующий вопрос о мнении самих греческих женщин о созданных мужчинами образцах для подражания. Возможно, мы никогда не сможем найти ответы на эти немаловажные темы.
Девочки
Как и во многих других аграрных культурах, где преобладают мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо более высокому риску быть покинутыми родителями при рождении, чем дети мужского пола. Сыновья горожан ходили в школы, где в программу обучения входили чтение, письмо и математика. После освоения этих основ, дети обращались к литературе (напр. Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также является важным элементом образования молодых людей. Девочек воспитывали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые впоследствии можно было бы демонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных фестивалях и церемониях. Конечная цель образования девочки — подготовить ее к женской роли в воспитании семьи, а не напрямую стимулировать ее интеллектуальное развитие.
Важной частью воспитания девочек была педерастия (ее практиковали не только зрелые мужчины и мальчики). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали в себя сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер действовал в качестве наставника для молодежи и обучал сквозь призму своего мирского и практического опыта.
Молодые Девушки
Женщины должны были выходить замуж девственницами. Бракосочетание, как правило, организовывалось отцом, который выбирал жениха и принимал от него приданое. В случае, если женщина не имела отца, ее интересы (перспективы брака и управление имуществом) находились под присмотром опекуна (kurios), дядя или другой родственник мужского пола. При вступлении в брак традиционно в возрасте тринадцати лет, любовь не имела ничего общего с сочетанием мужа и жены. Конечно, между парой могла развиться любовь, но лучшее, на что, в основном, можно было надеяться, — это philia — общее чувство дружбы/любви. Еros, любовь желания, по крайней мере в случае мужчин, находили в другом месте.
Замужние Женщины
В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и выполнять повседневные обязанности. Им помогали рабы, если муж мог их себе позволить. Контакты с несемейными мужчинами не поощрялись, и женщины в основном занимались домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей, а также участвовать в общественных религиозных церемониях и фестивалях. Могли ли женщины посещать театральные представления — все еще спорный вопрос среди ученых. Более достоверно то, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично — вне зависимости от цели.
Замужние женщины, по крайней мере в глазах закона, находились во власти своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, даже не подвергали сомнению мнение, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения за себя. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли вести свою жизнь более справедливо. Ожидалось, что женщины будут хранить верность своим мужьям, но не обратное, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовниц и куртизанок. Любая женщина, которая не защищала честь семьи (и, таким образом, не защищала законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia, в результате чего ей было запрещено участвовать в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь преследований.
Если у женщины умирал отец и у нее были братья, все наследство переходило к ним. Если женщина была единственным ребенком, наследство переходило к ее опекуну или мужу (если женщина была замужняя). В некоторых случаях, когда имущество отца унаследовала одинокая женщина, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника мужского пола, обычно за дядю. Женщины могли унаследовать после смерти родственников-мужчин при условии, что в очереди не было других родственников-мужчин. Личное же имущество женщин, ограничивалось подаренными членами семьи одеждой и украшениями. Женщины не не имели права составлять завещание, а в случае смерти все их имущество переходило к мужу.
Браки могли быть расторгнуты по трем причинам. Первая и самая распространенная — отречение мужа (apopempsis или ekpempsis). Объяснение не требовалось и лишь ожидалось возмещение приданого. Следующая — случай, когда жена покидала семейный дом (apoleipsis). В этом случае, новый опекун был обязан действовать как ее юридический представитель. Однако это было редкостью, и в результате была подорвана репутация женщины в обществе. Третьим основанием для расторжения была просьба отца невесты вернуть дочь (aphairesis), часто, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен лишь в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, она должна была выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать сохранение собственности в пределах семьи.
Другие роли
Женщины, конечно, также присутствовали в различных других классах неграждан. Как рабыни, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали магазинах и пекарнях. Группа, о которой у нас больше всего информации, — это секс-работницы. Здесь женщины представляли две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной были проститутки в борделях (pornē). К второй категории принадлежали проститутки высшего класса (hetaira). Эти последние женщины получали образование в области музыки и культуры и часто имели продолжительные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, приватных вечеринках для гостей-мужчин.
Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и выступали в роли жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также — Диониса. Жрицы, в отличие от своих коллег-мужчин, имели дополнительное ограничение, заключающееся в том, что их выбирали лишь в случае если те были девственницами или находились за пределами менопаузы. С другой стороны, прихожане могли быть обоих полов, кроме тех ритуалов, где присутствовали определенные ограничения. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и его посещали только замужние женщины. Каждый год в Афинах отбирали четырех молодых женщин, чтобы те служили жрице Афины Полиас и ткали священную одежду (пеплос), которая украшала культовую статую богини. Одной из самых известных женских религиозных ролей обладала престарелая жрица-прорицательница Дельфийского оракула Пифия, истолковывавшая провозглашения Аполлона.
ХОР:
- Гефест, Тантал, Геракл, Вестник и др. — арт. Артём ГУКЕНГЕЙМЕР
- Арес, Харон, Дионис, Кентавр Хирон и др. — арт. Александр КАРПОВ
- Уран, Сизиф, Немейский лев, Тесей и др. — арт. Александр ТРЯСЦИН
- Посейдон, Аполлон, Эврисфей, Минотавр, Ясон и др. — арт. Алексей ХОРЕВ
- Афродита, Мойра Антропос, Океанида и др. — арт. Нина ЧЕРНЫШОВА
- Артемида, Алкмена, Мойра Клото, Ариадна, Океанида — арт. Наталья СИДОРОВА
- Гея, Гера, Мойра Лахесис, Океанида — арт. Ольга ЧАУЗОВА
- Зевс — засл. арт. РФ Александр КОРОЛЕВСКИЙ
- Аид — арт. Михаил АНДРИАНОВ
- Деметра — арт. Ирина ЯБЛОКОВА
- Эгей — засл. арт. РСФСР Анатолий СВИНЦОВ
- Медея — арт. Марина НАУМОВА
- Персефона — Ася ГАЛЛЯМОВА