Воинский учет в компании: кто ведет, кого учитывать, что сообщать, какие документы и штрафы
Такой учет обязаны вести все без исключения организации, независимо от организационно-правовой формы и количества работников. Никаких исключений, в том числе для малых предприятий, нет.
Обязанность вести воинский учет возложена следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (подпункт 6 пункта 1 статья 8);
- Федеральным законом от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (подпункт 11 пункта 1 статьи 9);
- Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 7 статьи 8);
- Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Индивидуальных предпринимателей обязанность вести воинский учет не касается/
Россияне смогут вставать на воинский учет по месту фактического проживания
Государственная Дума приняла на пленарном заседании 22 января в третьем, окончательном чтении поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе» , который направлен на упрощение порядка постановки граждан на воинский учет.
Закон позволит гражданам вставать на воинский учет по месту их фактического проживания.
Смотрите также
В Комитете по обороне предложили лишать должников по алиментам отсрочки от армии
Поддержан законопроект, уравнивающий студентов в правах на отсрочку от армии
Как отмечается в пояснительной записке, «в соответствии с действующей редакцией закона, граждане обязаны состоять на воинском учете только по месту жительства или по месту пребывания, однако, как показывает практика, значительное количество призывников, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, особенно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, не могут получить по различным причинам регистрацию по месту пребывания или по месту жительства». В результате их не ставят на воинский учет и не призывают на службу в случае лишения права на получение отсрочки.
Принятым законом на граждан, не имеющих регистрации по месту жительства или месту пребывания, возлагается обязанность вставать на воинский учет по месту их фактического проживания.
Воинский учет указанных граждан, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, будет осуществляться военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете, также сказано в документе.
Как отмечал заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный
«Поддержание в необходимой готовности Вооруженных сил – одна из ключевых задач Минобороны РФ. Предлагаемые новеллы позволят обеспечить не только достоверность информации о воинском учете, но и повысить эффективность призывной кампании.
Кроме того, законопроект снимает бюрократические барьеры для тех призывников, которые по тем или иным причинам не могут получить постоянную или временную регистрацию по месту жительства. Также предлагаемые меры снизят нагрузку на военкоматы в части поиска юношей, уклоняющихся от службы в армии», — отметил парламентарий.
Постановка и снятие с воинского учета в 2021 году
Призывник обязан состоять на воинском учете в военном комиссариате:
- по месту жительства;
- по месту пребывания;
- в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.
При прибытии на новое место жительства необходимо в течение двух недель встать на воинский учет в ближайшем отделе военного комиссариата и сняться с воинского учета по месту предыдущего пребывания.
Получение военного билета законно и
в срок
Заполните данные
для бесплатной консультации
Важно!
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета. При постановке на первичный учет в отношении призывника могут провести медицинское освидетельствование для определения его категории годности к военной службе.
Постановка на воинский учет с 17 лет до 27 лет только при его личной явке в военный комиссариат. Если в удостоверении гражданина отсутствует запись о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, ему вручается повестка о явке в военный комиссариат на ближайшее заседание призывной комиссии.
Мнение эксперта
Расписка призывника о получении повестки приобщается к материалам личного дела призывника при его получении. Если повестку вручили лично в руки и взяли расписку, то следует после этого обязательно явиться в военкомат.
Военный комиссариат не вправе отказать призывнику в постановке на воинский учет по причине отсутствия в удостоверении отметок о наличии отсрочки от призыва или о снятии с воинского учета по прежнему месту жительства, а также по причине наличия записи об ограничении его годности к военной службе.
При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта. Постановка на воинский учёт проводится круглогодично.
Гражданин снимается с воинского учета в следующих случаях:
- при переезде на новое место жительства я;
- при иных обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ;
- до достижения предельного возраста пребывания в запасе.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
Граждане обязаны лично являться в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета согласно пп.6 п.1. ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». На практике сняться с воинского учета в военном комиссариате призывнику бывает затруднительно: решение вопроса намеренно затягивается до наступления призывного времени, призывнику вручается повестка и в отношении него проводятся призывные мероприятия.
Руководители и ответственные за военно-учетную работу должностные лица обязаны:
- оповещать граждан о вызовах военных комиссариатов;
- обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
- направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Ответственные лица могут быть оштрафованы за:
- неоповещение гражданина о повестке военного комиссариата;
- за необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата;
- несообщение сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.
Военнообязанные граждане должны:
- состоять на воинском учёте по месту жительства в военном комиссариате;
- явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
- сняться с воинского учёта при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трёх месяцев) и встать на воинский учёт при прибытии на новое место жительства или место временного пребывания;
- сняться с воинского учёта при выезде из РФ на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учёт в двухнедельный срок по возвращении в РФ;
- хранить документ воинского учёта, в случае утраты документа в двухнедельный срок обратиться в военкомат.
Важно!
Гражданин, выезжающий за пределы РФ, обязан сдать в военный комиссариат удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Граждан, нарушающих правила воинского учета могут оштрафовать. При многократных административных взысканиях лица, постоянно нарушающие правила постановки и снятия с воинского учета, могут попасть в категорию злостных уклонистов от службы в армии. Тогда ответственность из административного поля переходить в уголовную.
Совет эксперта
Нужно сразу вставать на воинский учет. Если необходимо получить отсрочку или комиссоваться, то лучше сделать это по закону, обратившись за помощью к юристам.
Остались вопросы? Военные адвокаты готовы защитить ваши интересы в суде, а также предоставить необходимую консультацию бесплатно. Свяжитесь с нами сейчас!
Как происходит процедура
Для каждого случая в отдельности определен порядок снятия с воинского учета граждан. Обычно в данном вопросе военнообязанный, который находится в запасе, должен проявить ответственность и выполнить все надлежащие действия, причем в строго установленный срок. Но в случае достижения предельного возраста законодательством России предусмотрено снятие без участия самого лица. Причем военкомат даже не требует сдавать военный билет.
Однако многие люди предпочитают не только его сохранить, но и поставить соответствующую отметку. Сотрудники военкомата в компетенции выполнить эти действия в день обращения, не взимая никакой оплаты.
В том случае, если гражданин трудится на предприятии, то лицо, уполномоченное на решение вопросов воинского учета, обязано изъять личную карточку сотрудника из картотеки, предварительно зафиксировав факт прекращения регистрации. Подготовка к данной процедуре начинается заранее. Уточняется точное время, с какого гражданин перестает быть военнообязанным. Вся информация согласуется с данными, представленными ранее в военный комиссариат.
С 17 февраля 2019 года у работодателей появятся новые обязанности в сфере воинского учета
Внесены изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон № 53-ФЗ). Помимо прочего, редакции подверглась ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, устанавливающая обязанности руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций. Теперь законом на работодателей возложено две новые обязанности.
Во-первых, лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете. Отметим, что похожее требование было предусмотрено и ранее. Так, ч. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ и п. 32 Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719) устанавливали необходимость направления в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Однако, как видно, в данных нормах речь шла только об ответах на запросы компетентных органов, теперь же закон предполагает подачу работодателем указанных сведений по факту их выявления. Впрочем, это не значит, что раньше работодатель мог не информировать военкоматы об уклоняющихся от постановки на воинский учет гражданах. Так, согласно п. 30 Положения о воинском учете организации должны информировать военкоматы в том числе о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (к которым можно отнести и сам факт отсутствия постановки гражданина на воинский учет в нарушение закона). Однако для исполнения этой обязанности не было предусмотрено конкретного срока (Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. № 8-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
Во-вторых, в законе теперь прописана обязанность лиц, ответственных за воинский учет в организациях, вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее работодатели были обязаны лишь вручать работникам повестки, полученные от военкомата (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, подп. "ж" п. 32 Положения о воинском учете, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе). Теперь же, как видно, при выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, работодатели должны сами письменно напомнить им о необходимости явиться в военкомат. Отметим, однако, что ответственности за неисполнение данной обязанности пока не предусмотрено. Так, в силу ст. 21.2 КоАП состав административного правонарушение образует неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.
Закон вступит в силу 17 февраля 2019 года.
В октябре 2021 года изменится порядок госрегистрации недвижимости
Поправки касаются: цифровизации процесса; госрегистрации договоров участия в долевом строительстве; порядка осуществления Федеральной кадастровой палатой выездного приема; подачи заявления о госрегистрации через нотариуса; требований к техническому плану; межведомственного информационного взаимодействия; особенностей государственного кадастрового учета и госрегистрации прав в связи с созданием, реконструкцией и прекращением существования объекта недвижимости; особенностей осуществления госрегистрации ипотеки; предоставления сведений из ЕГРН. В частности, реестровые дела будут вести исключительно в электронной форме, также в электронном виде получится согласовать местоположение границ земельных участков при наличии у всех участников усиленной квалифицированной электронной подписи. Сократятся сроки госрегистрации последующих ДДУ, заключенных после госрегистрации.
15 октября 2021 года стартует Всероссийская перепись населения
Ранее перепись населения планировалось провести в период с 1 по 31 октября 2021 года, но Правительство РФ решило перенести этот срок на период с 15 октября по 14 ноября. При этом момент, на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет, остался прежним – 0 часов 1 октября 2021 года. Отметим, в этом году впервые перепись пройдет в цифровом формате – у граждан будет возможность самостоятельно заполнить электронный переписной лист на едином портале госуслуг. В свою очередь, при обходе жилых помещений переписчики будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также принять участие в переписи можно будет на переписных участках, в том числе через МФЦ.
С 31 октября в России появится федеральная государственная информационная система сведений санитарно-эпидемиологического характера
Создание такой системы нацелено на: своевременное и оперативное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организацию межведомственного взаимодействия для недопущения осуществления трудовой деятельности иностранцами или лицами без гражданства, являющимися носителями возбудителей инфекционных заболеваний; обеспечение своевременного принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ; интеграцию и обмен данными с информационными системами федеральных органов исполнительной власти; обеспечение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Призывников обязали состоять на воинском учете по месту фактического проживания. Что это значит?
6 февраля 2019 года Президент Российской Федерации подписал закон, согласно которому призывники будут обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате по фактическому месту проживания, независимо от наличия регистрации. Юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук рассказал о том, к каким последствиям приведут законодательные новеллы.
Как было раньше?
Ранее все граждане состояли на воинском учете в военном комиссариате исключительно по месту жительства (постоянная регистрация) или же по месту пребывания (временная регистрация). В случае, к примеру, если молодой человек переезжал из Мурманска в Санкт-Петербург и снимал там квартиру, при этом не имея регистрации в Петербурге, он продолжал состоять на воинском учете в Мурманске, что фактически лишало возможности военный комиссариат оповестить его о необходимости явки с целью призыва на военную службу.
С другой стороны возникали проблемы у тех призывников, которые хотели встать на воинский учет, но отсутствие регистрации не позволяло им сделать это.
Что изменилось?
Теперь положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривают, что гражданин обязан состоять на воинском учете по месту фактического пребывания независимо от наличия у него соответствующей регистрации. Закон прямо устанавливает, что отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.
Когда гражданин обязан встать на воинский учет по месту фактического проживания?
Такая обязанность возникает при переезде на новое место жительства или место пребывания на срок более 3 месяцев (пункт 50 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).
К примеру, если призывник, обучающийся по заочной форме, временно уезжает в другой город для того, чтобы сдать сессию, которая длится два месяца, то в таком случае вставать на воинский учет по новому месту жительства не нужно.
Однако если же переезд связан с обучением по очной (дневной) форме и молодой человек будет проживать в новом городе более трех месяцев, то в такой ситуации постановка на воинский учет по новому месту жительства будет являться обязательной.
Я уехал жить в другой город, учусь по очной форме или работаю. Как военкомат узнает обо мне?
Закон возлагает на сотрудников организаций, ответственных за военно-учетную работу, обязанность в двухдневный срок направлять в военные комиссариаты сведения о случаях выявления призывников, не состоящих на воинском учете, но обязанных на нем состоять. Кроме того, они обязаны вручать гражданам повестки для постановки на воинский учет.
Если же работодатель или сотрудник ВУЗа уклонится от исполнения своей обязанности, то в таком случае ему грозит штраф.
Как встать на воинский учет по месту фактического проживания?
Гражданину необходимо прийти в военный комиссариат и сообщить информацию о месте пребывания (учебы), в том числе не подтвержденном регистрацией, после чего призывника поставят на воинский учет.
Какая ответственность предусмотрена за непостановку на воинский учет по месту фактического проживания?
В первую очередь административная – в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Однако сумма штрафов может вырасти – накануне в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий в десять раз повысить штрафы «уклонистам». Учитывая, что поправки внес депутат от «Единой России», высока вероятность, что закон будет принят.
Однако при определенных обстоятельствах призывника могут привлечь и к уголовной ответственности – Верховный Суд России уже разъяснял, что в случае, если гражданин, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, прибывает на новое место жительства без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата, то содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 3).
Вместе с тем, к уголовной ответственности не смогут привлечь граждан, которые нарушили правила воинского учета, но при этом не подлежали призыву на военную службу, например, в связи с наличием отсрочки по учебе (см. пункт 3 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда).
Когда начнут действовать новые правила о воинском учете?
Закон был опубликован 6 февраля 2019 года. Так как текст документа не предусматривает порядок вступления в законную силу, то по общему правилу это произойдет спустя 10 дней.
Кто не должен состоять на воинском учете?
Электронная почта: admtaiturka@mail.ru
Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные): мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению 2.
13.Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются:
для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу*;
для военнообязанных запаса — военный билет**(временное удостоверение, выданное взамен военного билета***).
Документы, необходимые для прохождения первоначальной постановки
1. Анкета с места учебы.
2. Копия аттестата об основном общем образования (9 классов)
3. Копия паспорта.
4. Копия свидетельства о рождении
5. Лист изучения призывника.
6. Справка о составе семьи (в военном столе администрации)
7. Справка с места учебы (ф-26 или ф-26/а)
8. Фото 3Х4 (3 штуки)
9. Характеристика (2 экземпляра)
10. Мед. документы.
Обязанности граждан по воинскому учету
1. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
- состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, — по месту пребывания) в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;
- являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, а также по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;
- явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, по месту жительства или месту пребывания для постановки на воинский учет;
- сообщать в 2-недсльный срок в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, состояния здоровья (получении инвалидности), места работы или должности, места жительства или места пребывания в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете;
- сняться с воинского учета при переезде па новое место жительства или место пребывания (на срок более трех месяцев), расположенное за пределами территории, на которой осуществляет свою деятельность военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, а также при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев и встать на воинский учет в 2-недельпый срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
- бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
3. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
4. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:
являться по вызову (повестке) в военные комиссариаты для определения своего предназначения в периоды мобилизации и в военное время;
выполнять все указания и требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.
В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места пребывания производится с разрешения военного комиссара по письменным заявлением граждан с указанием причин убытия и нового места жительства или места пребывания.
5. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
6. Граждане за неисполнение своих обязанностей по воинскому учету, в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу
1. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не прибывающие в запасе, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии, для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения воинской службы (направления на альтернативную гражданскую службу), имея при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина Российской Федерации и другие документы, указанные в повестке.
2. В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения , являются:
Заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
Иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (Уголовный Кодекс Российской Федерации)
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.