Подушки безопасности — защита от травм при ДТП
Подушки безопасности — защита от травм при ДТП
Принципы работы и структура подушки безопасности — наиболее эффективного средства защиты при ДТП.
Более половины ДТП происходят по типу лобового столкновения, которое также называют фронтальным. Каждый из водителей рискует попасть в такую аварию и его защита — это подушка безопасности. Она можете свести к минимуму последствия от травм, полученных при аварии, а порой — спасает жизнь водителя. Её действие нацелено на защиту лица, шеи и сосудов, расположенных близко к коже от удара стеклом, панелью приборов и другими деталями машины. Устройство приходит в действие в течение нескольких доль секунды — этого достаточно, чтобы заполнить момент времени от начала аварии до того, как водитель получит сильный удар.
Подушка безопасности находится в рулевом колесе и в панели перед сидением рядом с водительским креслом.
Выполнение функции безопасности
Так как в неожиданно остановившемся автомобиле, все предметы, которые свободно, незакрепленно лежали, а в случае с людьми, сидели, продолжают движение, то применение пассивной системы, единственный шанс остаться на месте водителю и пассажиру, чтоб не получить травмы различного рода. Вот поэтому работающий аэрбег снизит скорость перемещения практически до нуля, сохранив вам жизнь. Как только система получила сведения об ударе, происходит срабатывания подушек, которые находятся перед водителем и пассажиром на переднем сиденье, по бокам, и между пассажирами заднего сиденья и дверью.
Основные виды пневмоподушек и их характеристики
Устройство и конструкция всех современных моделей легковых автомобилей предусматривают возможность установки подушек безопасности. Базовые комплектации авто, как правило, исключают этот компонент из перечня своего оборудования из-за значительного удорожания модели.
В настоящее время различают пять основных видов пневмоподушек. В основе данной классификации лежит принцип локализации – места ее расположения в салоне автомобиля. В зависимости от этого специалисты выделяют фронтальную, боковую, головную, коленную и центральную подушки безопасности.
Фронтальные подушки безопасности предназначены для защиты головы и шейного отдела лиц, находящихся на передних сидениях автомобиля.
В зависимости от объекта назначения выделяются:
- подушка безопасности водителя;
- подушка безопасности пассажира.
Пневмоподушка водителя размещается внутри рулевого колеса, а пассажира – в верхней части панели («торпедо»). Как правило, подушка водителя значительно меньше по размерам, чем пассажирская. Это объясняется существенной разницей дистанций между водителем и рулевым колесом, с одной стороны, и между пассажиром и панелью приборов, с другой. В последнее время фронтальные модули используют многоступенчатое (двухступенчатое и более) срабатывание при авариях различной степени тяжести. Это — так называемые адаптивные фронтальные пневмоподушки.
Боковые подушки безопасности выполняют функцию защиты грудной клетки, брюшной полости и таза человека. Они так же, как и фронтальные, представлены пневмоподушками водителя и пассажира, которые чаще всего находятся в полостях передних сидений. Некоторые модели авто предусматривают боковые пневмоподушки и в задних сидениях — для защиты пассажиров, сидящих сзади.
Головные пневмоподушки (или «шторки») – это фактически боковые модули, но они являются их самостоятельным и автономным вариантом и предназначаются для предохранения головы от ранений при боковом столкновении и ударе. Как правило, шторки размещаются под салонной обшивкой крыши (в районе дверей и центральной стойки).
Головные пневмоподушки могут быть представлены:
- подушкой безопасности водителя;
- подушкой безопасности пассажира (или пассажиров).
Водительская и пассажирская коленные пневмоподушки – это особый вариант фронтальных подушек, призванных защищать коленные суставы человека от повреждений и травм. Они располагаются либо под рулем (водительская), либо в подпанельном пространстве – под «бардачком» (пассажирская).
С недавнего времени в обиход стала входить центральная подушка безопасности, предусматривающая возможность снижения вторичных повреждений водителя и пассажиров при аварии. Она устроена в подлокотнике водительского сидения («барчике») и центральной секции заднего сидения.
Таким образом, современное устройство и схема размещения пневмоподушек позволяет минимизировать опасность получения людьми серьезных травм при ДТП.
Как проверить подушку безопасности
Любой человек, садясь за руль, должен быть уверен, что воздушные подушки на его машине пребывают в рабочем состоянии. Проверить это при покупке можно следующими способами:
- Визуальная проверка мест установки. Везде, где стоит надпись «airbag», скрывается воздушная подушка. Все эти места должны по цвету и фактуре совпадать с остальными частями салона. Сам кожух должен быть без царапин и повреждений. И наконец, самое простое — это снять крышку и проверить, там ли означенная подушка и попадало ли авто в катастрофу.
- Осмотр ремней. Мало кто знает, что ремни также одноразового действия и если их после аварии не заменить, это уже никак не скорректировать, выход один — их замена. Потому если в предлагаемой машине ремни именно в состоянии «лапши», то это значит, была авария, было и срабатывание подушки.
- Зажигание. Достаточно повернуть ключ зажигания, чтобы на панели приборов загорелась и погасла характерная картинка в виде сидящей фигуры с подушкой (в народе его называют «беременный мужик»), либо просто надписи «airbag». Если они не загорелись или загорелись и не погасли — подушки не сработают.
Если рабочее состояние определить так и не удается, следует обратиться к мастерам центра техобслуживания. Да и в любом случае это следует сделать, если речь идет о покупке неновой машины.
Чаще всего об «эйрбэгах» задают следующие вопросы:
Спасет ли подушка жизнь?
Ответ: нет. Жизнь спасет грамотная езда и скурпулезное соблюдение правил движения, а они говорят, в частности, о том, что сидящий в машине человек обязан быть пристегнут.
Зачем нужны обманки подушки безопасности?
Ответ: их устанавливают, чтобы обмануть систему и заставить горящий индикатор после ДТП погаснуть. Тем не менее, диагностика этот факт обнаружит. К тому же следует помнить, что в этом случае сидящие в салоне не смогут чувствовать себя в безопасности.
Таким образом, проверить следует все и если визуальный осмотр ничего не дает, а машина так нравится, что покупатель не в силах от нее отказаться — следует пройти диагностику в сервис-центре .
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
Подушки безопасности водителя
Подушка безопасности в рулевом колесе
Подушка безопасности в сложенном виде смонтирована в центре рулевого колеса. Такое рулевое колесо имеет маркировку AIRBAG .
Подушка безопасности для защиты колен
Подушка безопасности для защиты колен имеется только на некоторых рынках.
Подушка безопасности в сложенном виде смонтирована в нижней части приборной панели на стороне водителя. Такая панель имеет маркировку AIRBAG .
Предупреждение
Запрещается устанавливать или крепить посторонние предметы перед или на панели, в которой установлена подушка безопасности для защиты колен.
Устройство современной подушки безопасности
Конструкция подушки безопасности современного автомобиля проста и эффективна в использовании. Необходимо помнить, что применять её можно только один раз и потом система требует восстановления и установки новых комплектующих элементов. После срабатывания подушек практически все основные элементы требуют полной замены.
Всего можно выделить 3 составные части подушки безопасности:
Сумка.
Представлена крепкой нейлоновой тканью, которая может выдерживать очень серьёзные кратковременные нагрузки. Она хранится до срабатывания в специальной шине закрытой пластиковой или матерчатой накладкой.
Датчик удара.
Главная задача датчика удара своевременно активизировать подушку безопасности на начальной стадии столкновения. Не каждый удар приводит к срабатыванию подушек безопасности, и датчик обязательно учитывает силу, с которой происходит столкновение.
Дополнительно с датчиками устанавливают акселерометры, определяющие положение автомобиля в режиме реального времени. Система защиты водителя и пассажиров настроена таким образом, чтобы обеспечить срабатывание подушек безопасности за секунды. От этого во много зависит человеческая жизнь.
Система надува.
Служит для оперативного заполнения газом подушки безопасности с целью мгновенного увеличения её объёма. На всё про всё уходят доли секунды.
В принципе случаев, когда происходил отказ работы системы не зафиксировано. Необходимым условием срабатывания подушек безопасности является использование ремня безопасности. Если водитель или пассажир не пристёгнуты ремнями безопасности срабатывания подушек, может и не произойти.
Многие владельцы современных автомобилей, особенно дорогих иномарок, задаются этим вопросом. Ведь цена новой подушки безопасности достигает 500 долларов США, а учитывая что их устанавливают до 8 штук, затраты на замену получаются просто огромными. Поэтому некоторые доморощенные специалисты предлагают восстановление или ремонт использованных подушек.
Прежде, чем выносить вердикт, можно их ремонтировать или необходимо заменять целиком, необходимо разобраться, что происходит во время срабатывания подушки. Пиропатрон – одноразовое устройство, которое невозможно качественно починить. Любые попытки самостоятельно начинить его рабочей смесью приводят лишь к одному – количество и состав газа, который выделяется при срабатывании, не соответствуют заданным параметрам. Ведь количество газа должно соответствовать объему подушки, в противном случае она или лопнет, или не сможет качественно самортизировать удар. Поэтому вес заряда должен быть подобран с точностью до микрограмма. То же самое относится и к составу рабочей смеси. Поэтому любые попытки самостоятельно снарядить пиропатрон, во-первых, крайне опасны, а во-вторых, говорят о том, что «специалист» пытается делать работу, в которой не понимает ничего.
После срабатывания пиропатрона мешок подушки надувается. В некоторых случаях в нем появляются пробоины. Теоретически, такой мешок можно заклеить, после чего он готов для повторного использования. Но тут нужно понимать, какие нагрузки воздействуют на мешок. Средний вес человека 70 килограмм. При ударе в бетонную стену на скорости 100 километров в час скорость приближения водителя или пассажира к препятствию составит от 20 до 30 метров в секунду. Учитывая амортизирующую способность подушки, она будет испытывать давление как минимум в одну тонну. Поэтому некачественная склейка приведет к прорыву подушки, в результате чего человек ударится о твердую поверхность. Поэтому ответ на вопрос – заклеивать поврежденный мешок подушки безопасности или купить новый, каждый решает самостоятельно, ставя на кон свои (а нередко и не только свои) жизнь и безопасность.
После срабатывания пиропатрона мешок выдавливает декоративную крышку. Вот ее как раз вполне допустимо починить самостоятельно и использовать повторно. Но стоимость новых крышки и подушки (мешка и пиропатрона) различается в сотни раз. Поэтому никакого смысла возиться с восстановлением крышки, нет. Разве что возникло желание вместо подушки установить декоративную имитацию. В этом случае удастся восстановить внешний вид руля, двери, сидений, где были установлены подушки безопасности, но при столкновении человек получит тяжелые, нередко несовместимые с жизнью, травмы.
Но самая главная проблема не в ремонте или замене подушки безопасности. Можно купить новый блок или приобрести исправный на авторазборке и установить вместо использованного. Но, контроллер системы безопасности отслеживает состояние датчика удара и подушек, поэтому потребуется обнуление памяти, что самостоятельно выполнить невозможно. Для этой работы необходимо специальное оборудование и серьезные познания.