Насколько важны фильтра в автомобиле – только о важном
Насколько важны фильтра в автомобиле – только о важном!
Во время прохождения ТО важно обращать внимание на состояние фильтров автомобиля. От работоспособности масляного и воздушного очистительных элементов прямо пропорционально зависит работоспособность двигателя.
Также в группу риска попадает трансмиссия и состояние здоровья самого водителя и его пассажиров. Неправильно выбранный период замены фильтров может привести к глобальным поломкам и, как следствие, дорогостоящий ремонт. Есть несколько методов определения периодичности их замены.
Общее устройство
В систему смазки двигателя входят:
- поддон картера с маслозаборником
- масляный насос
- масляный радиатор
- масляный фильтр
- соединительные магистрали и каналы
Рис. Схема системы смазки двигателя: 1 — масляный поддон; 2 — датчик уровня и температуры масла; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный радиатор; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — обратный клапан; 9 — датчик давления масла; 10 — коленчатый вал; 11 — форсунки; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 — распределительный вал впускных клапанов; 14 — вакуумный насос; 15 — турбонагнетатель; 16 — стекание масла; 17 — сетчатый фильтр; 18 — дроссель.
Предназначением поддона картера двигателя является хранения масла. Проконтролировать уровень масла в поддоне можно используя щуп, а также датчик уровня и температуры масла.
Масляный насос служит для закачки масла в систему. В действие он приводится коленчатым, распределительным или дополнительным приводным валом. Самыми распространенными являются масляные насосы шестеренного типа.
Рис. Односекционный шестеренный масляный насос со встроенным редукционным клапаном:
1 — впускная полость; 2 — нагнетательная полость; 3 — редукционный клапан
От продуктов нагара и износа масло очищается масляным фильтром. Очищение моторного масла достигается фильтрующим элементом, замену которого рекомендуется производить одновременно с заменой масла.
Охлаждение и нагрев моторного масла производит масляный радиатор. Через масляный радиатор пропускается охлаждающая жидкость, которая нагревает масло в холодном двигателе и охлаждает его, когда двигатель горячий. Масло в двигателе должно иметь температуру выше 100°С чтобы из него выпаривалась остаточная вода, но его температура не должна превосходить границу в диапазоне от от 138°С до 148°С.
Давление масла в системе контролируют датчики установленные в масляной магистрали. Датчик направляет сигнал к лампе на приборной панели. Также информация о давлении может поступать в систему управления двигателем. При снижении давления сверх нормы, система управления должна остановить двигатель.
Современные двигатели могут иметь датчики уровня и температуры масла. Поступающая от них информация также отображается на приборной панели.
Постоянное рабочее давление в системе смазки поддерживается с помощью одного или нескольких редукционных (перепускных) клапанов, которые устанавливают в масляных насосе и фильтре.
Месторасположение и частота замены
В большинстве случаев, меняют его 1-2 раза в год, одновременно с заменой моторного масла. Несмотря на то, что это не совсем правильно. Так, как рекомендованный диапазон замены – 8 000 км пробега. А масло меняют, через 10 000-15 000 км. То есть, фильтр рекомендуется менять чаще, чем заливать новое масло. В любом случае, перед тем, как заменить фильтр, его необходимо найти.
Кстати, вот интересный материал на эту тему. Немного спойлеров: разбираем каками ключами производить замену, что и как делать.
Место для установки, выбирает сам производитель автомобилей (той, или иной марки). Обычно, увидеть его можно под капотом, вблизи двигателя, поскольку он тесно связан с этой деталью. Не исключен вариант напротив сидения пассажира, сбоку или сзади. Если попытаетесь впервые отыскать масляный фильтр в своем автомобиле, ориентируйтесь на деталь, в форме цилиндра. Его расцветка может быть: черной, белой либо синей.
На что обратить внимание при выборе
Решаясь на покупку масляного фильтра, для многих важна его цена. Желательно, невысокая. Но, этот фактор не должен быть самым главным. Нужно, чтобы он подходил под конструкцию автомобиля, сочетался с двигателем. Не последние нюансы – особенность двигателя, перепады давления, плотность отсева.
Выбирая самый дешевый вариант, никто не даст гарантии от возникновения негативных последствий. Во-первых, быстро загрязняется фильтрующий элемент. Во-вторых, грязное масло будет сказываться на функциональности двигателя. Не исключено, что вся конструкция засорится, поскольку в масле окажутся компоненты плохого качества.
Смазка должна быть чистой, но удержать это состояние довольно трудно. Вещества неполного сгорания топлива, страдают от загрязнений разных примесей. А в двигателях дизеля даже образовывается сажа.
Если рабочая жидкость грязная, это плохой признак. Он приведет к неэффективной смазке, будет ощутимо влиять на работу автомобиля. Грязное масло – это беда для мотора, которая снижает его функциональность.
В масляных фильтрах, которые отличаются высоким качеством, есть перепускной клапан. Он заботится о подаче масла в двигатель, даже в той ситуации, когда фильтр засорен. Бумага довольно плотная, эффективно обеспечивает очистку от примесей. Уплотнительное кольцо сделано из надежного материала, потому не допустит утечки.
В дешевых масляных фильтрах нет перепускного клапана, фильтрующая бумага имеет низкое качество, плохо справляется с поставленной задачей. Уплотнительное кольцо не предназначено для длительного использования, поскольку изготовлено из материалов низкого качества. Запомните эти важные нюансы, чтобы не сделать правильный выбор масляного фильтра.
Преимущества масляных фильтров от компании Molder
Масляные фильтры компании Molder отличаются особенностями конструкции. Корпус изготовлен из прочного материала, порошковое покрытие защищает от эрозии, а специальная форма разъема позволяет без проблем сделать демонтаж.
Убирается пыль, металлическая стружка и даже самые мелкие компоненты размером 0,01 мм. Уменьшаются затраты топлива, не страдает окружающая среда. Масляный фильтр выдерживает температуру до 160 градусов.
Основные преимущества:
- Идеальная и высококачественная фильтрация.
- Стойкость, которая позволяет выдержать разное давление и температуру, независимо от ситуации.
- Качественная обработка и точность соединения всех компонентов фильтра.
- Идеальная посадка для монтажа, четкость, надежность.
Вывод
Масляный фильтр – важная составляющая, любого автомобиля. Существует 3 вида, самым популярным является полнопоточный. Он предназначен в основном, для легковых машин. Главная деталь в конструкции – фильтрующий элемент. Менять рекомендуется, каждые 8 000 км. Имеет цилиндрическую форму. Выбирать, желательно качественные модели.
На этом все! Мы пробежались по устройству, основным моментам и рассмотрели некоторые нюансы, при выборе. Если было полезно, ставьте 5 звезд, читайте блог от Romax Group и подписывайтесь в нашу группу Facebook.
Эксплуатация и обслуживание масляного фильтра
Эксплуатация масляного фильтра не представляет сложности, особенно, если иметь дело с современным неразборным фильтром. Однако есть несколько особенностей, которые необходимо учитывать.
Применение только рекомендованного фильтра. На автомобиль можно устанавливать только те фильтры, которые рекомендованы производителем автомобиля. Дело в том, что каждый фильтр рассчитан на то или иное давление, имеет определенную пропускную способность, тонкость фильтрации и т.д. И использование фильтра, который просто подошел по резьбе и размерам, недопустимо — это может привести к поломкам двигателя.
Периодичность замены масляного фильтра. Каждый производитель автомобилей указывает на то, с какой периодичностью необходимо заменять фильтр, однако обычно такая замена производится вместе с заменой масла каждые 10-20 тысяч км пробега. Однако при эксплуатации автомобиля в сложных условиях, применении топлива низкого качества, а также при частых пусках и остановках двигателя фильтр можно менять чаще — это потребует небольших затрат, но продлит ресурс силового агрегата.
Грамотная замена фильтра. Масляный фильтр просто прикручивается к двигателю с помощью резьбового штуцера, поэтому никаких сложностей с его установкой и снятием не возникает. Однако закручивание фильтра необходимо производить с довольно большим усилием, и руками здесь не справиться — для этого используется специальный ключ для масляного фильтра. При установке нового фильтра необходимо протереть маслом резиновое уплотнительное кольцо, что улучшит герметичность посадки. Также нужно провести очистку штуцера.
Устранение воздушных пробок. Часто при замене масла в системе образуется воздушная пробка, и давление масла не приходит в норму. Устранить пробку легко: нужно слегка ослабить фильтр и прокрутить стартером коленвал двигателя до появления масла из-под фильтра. Затем нужно снова закрутить фильтр — после этого давление масла должно прийти в норму.
Необходимо отметить, что в двигателях, в которых используются масляные фильтры без перепускных клапанов (так как клапаны есть в двигателе), необходимо производить осмотр фильтра после его замены. Если корпус фильтра будет вздут или иметь деформации, говорящие о повышенном давлении масла, нужно проверить состояние встроенных в двигатель редукционных клапанов.
При регулярной замене фильтров, использовании качественного топлива и рекомендованного моторного масла фильтр будет нормально выполнять свои функции в течение всего срока эксплуатации и обеспечит защиту двигателя от быстрого износа и выработки ресурса.
Механические
Какой масляный фильтр лучше выбрать из этих типов? Самыми эффективными и распространенными являются устройства с механическим типом очистки. При этом они могут быть с глубокой и тонкой очисткой. Самый первый устанавливается в картере двигателя, поэтому незаметен человеческому глазу. Он эксплуатируется без замены в течение всего срока службы мотора. А вот фильтр тонкой очистки очищает мелкие частицы нагара и грязи в масле, из-за чего смазка на выходе получается максимально чистой.
По типу фильтрующего элемента данная деталь может быть войлочной, сеточной, проволочной, бумажной, пластинчатой и т. д.
Предпосылки повышенного давления
Как и в человеческом организме, любые отклонения от нормативных показателей в силовом агрегате вызываются вполне определёнными причинами. К избыточному давлению в масляной системе обычно приводят следующие факторы:
- одной из наиболее распространённых причин является использование смазки неподходящей вязкости. Слишком густое масло с большими затруднениями циркулирует по каналам. Особую актуальность подобная причина приобретает зимой, если в двигателе продолжает применяться летний нефтепродукт;
- рассматриваемая неисправность может объясняться непроходимостью масляных трубок и фильтров. Такую проблему вызывает засорение указанных деталей продуктами окисления и прочими посторонними отложениями;
- к повышению давления в системе приводит нарушение свободной циркуляции смазки, возникающее благодаря дефектам редукционного клапана. Испорченная деталь не выполняет положенные функции. Избыточное количество нефтепродукта не сбрасывается на вход, оставаясь в системе;
- собственную лепту в образование избыточного давления вносит нарушение нормальной работы перепускного клапана. Через него в силовой агрегат должно поставляться неочищенное масло при засорении фильтрующего устройства;
- порой превышение нормативного показателя возникает из-за чрезмерного давления в картере. Обычно к таким последствиям приводит усиленный прорыв газов. Кроме того, давление в картере может достигать недопустимо высоких показателей благодаря дефектному выпускному клапану;
- и последним по списку, но не по степени важности, является оснащение смазочной системы неподходящими деталями. Каждый элемент должен соответствовать определённым параметрам. Как при трансплантации инородное тело отторгается человеческим организмом, так и при замене запчастей несоответствующий фрагмент быстро выходит из строя.
Как видно, причин, оказывающих влияние на чрезмерное повышение давления масла в силовом агрегате, не так уж много. Достаточно опытный водитель вполне способен не допустить их возникновения.
Замена корпуса и прокладки масляного фильтра
На многих автомобилях меняется только фильтрующий элемент, а корпус масляного фильтра остается несменным. В этом есть определенное удобство и экономия. Ведь картридж стоит дешевле, чем весь фильтр вместе с корпусом и клапанами.
Однако подобное исполнение системы смазки сопряжено с некоторыми другими сложностями, например, замена корпуса масляного фильтра или прокладок под ним. Корпус масляного фильтра меняется нечасто, на некоторых авто он выполняет также функцию теплообменника. В основном его замена обусловлена тепловой деформацией металла, трещиной или разрушением крепежных точек.
А вот прокладка под корпусом — более уязвимый и недолговечный элемент. Есть ряд моделей авто, у которых эта прокладка — настоящая болезнь. И меняют ее с завидной периодичностью.
Как поменять прокладки масляного фильтра правильно? Для каждого авто этот процесс сопряжен с определенными тонкостями. Ниже мы дадим несколько общих советов, которые позволят избежать распространенных ошибок при выполнении этой операции.
Сначала узнайте, является ли корпус масляного фильтра на двигателе вашего авто одновременно и теплообменником. То есть проходит ли через него магистраль системы охлаждения. Если да, то перед демонтажем корпуса обязательно слейте антифриз, чтобы он не пролился и, что еще важнее, не попал в картер через масляные каналы.
После снятия корпуса внимательно осмотрите посадочную поверхность. Известны случаи, когда замена прокладки не устраняла течь, так как на посадочной поверхности имелись дефекты металла. Также тщательно удалите остатки старой прокладки и закоксовавшегося масла, если такие имеются.
Дождитесь полного слива антифриза; в идеале нужно почти насухо вытереть его в канале. Даже небольшое количество охлаждающей жидкости в масле способно значительно снизить противопенные качества масла.
Перед установкой корпуса обязательно смажьте прокладку тонким слоем солидола или масла. При зажатии болтов прокладка должна свободно сесть на посадочную поверхность. В противном случае она может зацепиться за шероховатость блока цилиндров, перекоситься или даже надорваться.
Сначала зажмите все крепежные болты без усилия, до момента появления ощутимого сопротивления прокручиванию. Только потом затягивайте их. Это позволит избежать перекоса и деформации прокладки.
И обязательно поищите информацию о том, как правильно менять корпус фильтра на конкретно вашем авто. Зачастую эта операция связана с демонтажем навесного оборудования или других отдельных деталей двигателя. В подобных случаях без опыта и подробной инструкции будет сложно.
Замена масляного фильтра в АКПП — отдельная тема, довольно сложная и объемная, поэтому мы не будем рассматривать её в этой статье.