Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Повышенный расход топлива, возможные способы нормализации расхода топлива на двигателе ЗМЗ-409.
Если произведенный расчет среднего эксплуатационного расхода топлива Уаз с двигателем ЗМЗ-409, рассмотренный в предыдущем материале, показал что расход очень завышен, то надо искать причины и принимать меры по его нормализации. Крайне неприятный с финансовой стороны, повышенный расход топлива еще и свидетельствует о проблемах с двигателем или его системами, что может в любой момент привести к поломке и еще большим денежным вложениям в ремонт.
Повышенный расход топлива, возможные способы нормализации расхода топлива на двигателе ЗМЗ-409.
Если система бортовой самодиагностики блока управления двигателем не выдает никаких кодов неисправностей и нет никаких лежащих на поверхности и сразу понятных причин из-за которых происходит повышенный расход топлива, то лучшим выходом будет сразу же обратится на специализированную станцию технического обслуживания, для полной проверки и диагностики автомобиля.
Однако, если конечно есть желание и возможности, то можно попытаться исправить проблему самостоятельно, проведя или выполнив некоторые несложные операции и действия указанные ниже. Возможно они помогут и не придется зря тратить свое время и деньги.
Рабочие или типовые параметры двигателя ЗМЗ-409.
Одним из источников информации, который в некоторых случаях сможет помочь найти и локализовать причину повышенного расхода топлива, будут рабочие или типовые параметры двигателя, определяемые в режиме реального времени при его работе на холостом ходу. Эти параметры считываются с помощью бортового компьютера или сканер-тестера. Например, для ЗМЗ-409 экологического класса Евро-2 они вот такие.
И еще один параметр, который следует принимать во внимание, это расход топлива в режиме холостого хода. Для прогретого двигателя ЗМЗ-409 его нормальные значения находятся в пределах 1.3-1.5 литров в час. Также определяется с помощью бортового компьютера или сканер-тестера. Если значение выше 1.5 л/час, то это косвенно свидетельствует о неисправностях в системе впрыска топлива или системе управления двигателем.
Электронный блок управления двигателем.
Из-за различных отклонений характеристик и сбоев датчиков и исполнительных механизмов системы управления, блок управления накапливает ложные адаптивные данные (параметры самообучения), которые в конце концов могут привести к ухудшению эксплуатационных характеристик двигателя, в том числе и вызвать повышенный расход топлива. Поэтому можно попробовать эти адаптационные параметры сбросить. Такая операция нередко приводит к восстановлению нормального функционирования двигателя.
Для двигателя ЗМЗ-409 Евро-2.
Параметры самообучения блока управления можно сбросить отключив аккумуляторную батарею на время более двух минут. После подключения аккумулятора, для самообучения системы управления необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, дать ему поработать на холостом ходу, а затем в течении одного-двух часов обеспечить движение автомобиля на частичных нагрузках с умеренными ускорениями до восстановления его нормальных рабочих показателей.
Для двигателя ЗМЗ-409 Евро-3 и выше.
При отключении аккумуляторной батареи параметры самообучения блока управления не теряются, они могут быть принудительно сброшены только при помощи сканер-тестера. На повторное самообучение блока управления может потребоваться несколько часов работы двигателя на различных режимах.
Датчик кислорода или лямбда-зонд.
Регулирование состава топливовоздушной смеси блок управления двигателем осуществляет в основном по сигналам датчика кислорода, соответственно и средний расход топлива автомобиля напрямую зависит от исправности и состояния этого датчика.
Возможные причины некорректной работы датчика кислорода.
— наконечник датчика с чувствительным элементом, находящийся в агрессивной среде отработавших газов, может частично оплавиться или засориться
— датчик может работать некорректно если состав отработавших газов не кондиционный, например содержит избыточные пары моторного масла
— датчик потерял активность и требует замены, так как находится на пределе своей чувствительности
Причем эти причины не обязательно будут фиксироваться системой бортовой самодиагностики как ошибки. Поэтому для начала можно попробовать отключить датчик от жгута проводов и проверить, понизится расход топлива или нет.
Если понизится, то надо менять датчик кислорода на новый или устранить причины его некорректной работы. Например попадание масла в цилиндры двигателя, можно внешне определить по синему выхлопу. Расширенная проверка исправности датчика кислорода подробно рассмотрена в отдельном материале.
Датчик массового расхода воздуха.
По различным причинам его характеристики могут отличаться от номинальных, что приводит к некорректному формированию состава топливовоздушной смеси и в свою очередь влияет на работу лямбда-зонда. Порядок проверки исправности датчика массового расхода воздуха подробно рассмотрен в отдельном материале.
Датчик детонации.
По причине неисправности датчика детонации или его цепей, блок управления может принимать от него ложные данные в виде постоянной детонации, и в свою очередь автоматически уменьшать величину угла опережения зажигания, что может значительно ухудшить экономичность двигателя. Проверка исправности датчика детонации подробно рассмотрена в отдельном материале.
Топливные форсунки.
Могут некорректно работать по причине течи из-за ослабления пружины или попадания грязи под седло клапана, или из-за повышенного давления в топливной рампе. Проверку герметичности клапана топливной форсунки можно провести самостоятельно, а общую проверку форсунок на правильность распыления и подачу топлива надо проводить на специализированном оборудовании станции технического обслуживания.
Факторы, влияющие на расход топлива
Потребление горючего зависит от конкретного автомобиля и условий, в которых он эксплуатируется. Определив нюансы, влияющие на количество используемого топлива, можно выработать стратегию, позволяющую сэкономить на бензине или дизтопливе. Расход топлива на УАЗ Патриот, который использует бензин, зависит от:
- технического состояния как двигателя, так и всего автомобиля — некорректная работа или выход из строя узлов и агрегатов может привести к тому, что реальный расход топлива внедорожником УАЗ Патриот будет увеличиваться;
- срока эксплуатации — как правило, новые машины используют больше горючего. Дело в обкатке, ведь системы нового авто по мере использования привыкают к нагрузкам и выходят на нормальный рабочий режим. После первых тысяч километров топлива будет требоваться меньше, пока детали не износятся — тогда расход снова увеличится;
- стиля вождения — водители знают, что чем агрессивнее их манера вождения, тем больше бензина придется заправить. Резкие и постоянные ускорения, езда на высоких скоростях — все это требует работы мотора на износ и приводит к уменьшению его ресурса;
- времени года — зимой потребление топлива увеличивается по причине прогревания двигателя и работы отопления. Летом мотор перегревается, а также имеет дополнительную нагрузку в виде кондиционера;
- загруженности авто — чем выше вес, перевозимый машиной, тем больше бензина или дизеля она потребует;
- технических характеристик — выбирая большой объем мотора и всевозможные дополнительные опции, водитель должен быть готов к тратам на топливо;
- колес — желая повысить проходимость, автомобилисты ставят колеса большего диаметра. Это увеличивает нагрузку на двигатель, поскольку для прокрутки колеса требуется большей нагрузки мотора.
Все эти факторы непосредственно влияют на расход топлива на 100 км, который демонстрирует УАЗ Патриот. При этом паспортные данные об использовании бензина и дизеля, полученные в результате лабораторных исследований, отличаются от реальных, так как на них не влияют сторонние нюансы.
Почему это происходит
Основными причинами потребления бензина у Хантера могут быть:
- дизельный мотор, а не бензиновый;
- неправильная работа свеч;
- постоянное колебание скорости, непостоянство на трассе;
- год выпуска (устарелые детали, которые вышли с правильной работы);
- климатические условия;
- изношенная поршневая группа;
- неотрегулированный развал колес;
- вышел из строя бензонасос;
- засоренный фильтр;
- год выпуска авто;
- постоянно автомобиль перегружен и превышает допустимую скорость при больших нагрузках.
Как ни странно, но даже при сильном встречном ветре, затрата топлива у УАЗа Хантера 409 может превышать более 20 литров на 100 километров.
Способы уменьшения расхода топлива
Потребление топлива сразу после покупки автомобиля является умеренным, так как в нем отключен передний мост. При его включении скорость потребления топлива увеличивается.
Также данный показатель повышается в таких ситуациях:
- Активна повышенная передача.
- Пониженное давление в колесах.
- Неисправности топливной системы, включая неудачную прошивку инжектора, нарушения в функционировании карбюратора.
- Забит воздушный фильтр.
- Произошел износ свечей зажигания.
Если расход топлива постепенно увеличивается, следует проверить транспортное средство на наличие таких отклонений:
- Износ основных деталей.
- Неправильная эксплуатация машины.
Разновидности доступных силовых установок
За все время существования «Буханка» не единожды подвергалась обновлениям и усовершенствованиям со стороны производителя. Автомобиль успешно комплектовали УМЗ и ЗМЗ силовыми установками, которые так же, как и сам автомобиль, не раз модифицировали и совершенствовали. В 2016 году модель подверглась очередной модернизации и получила новое обозначение – УАЗ 2206. Классическим вариантом из линейки мотором считается мотор УМЗ 421. Это стандартная «четверка» с рядным расположением цилиндров. Этот двигатель с трудом переносит перегревы, поэтому считается, что агрегаты ЗМЗ в плане ресурса и устойчивости в отношении неблагоприятных условий эксплуатации надежнее.
Долгое время «Буханку» комплектовали мотором ЗМЗ 409, который стал продолжением несколько устаревшей в техническом плане установки ЗМЗ 406. Сегодня налажен выпуск автомобиля с инжекторным 406-м двигателем. Установка подвергается капитальному ремонту, а потенциальный ресурс составляет больше 300 тысяч километров. Перерасход топлива двигателем возможен в тех случаях, когда в системе авто возникли незначительные или серьёзные неисправности. Но в исправном состоянии перерасхода топлива и масла этим двигателем не было замечено. Встречаются случаи, когда водители жалуются на «прожорливость» движка, но скорее, характер имеет единичный, нежели массовый характер.
Двигатель Патриота и его особенности
Внедорожник УАЗ-3163 или Патриот выпускается в двух версиях: с бензиновым мотором от Заволжского завода и двигателем Ивеко дизель. Авто с этими двумя типами моторов отличается как по проходимости, так и по запасу мощности. Итак, заводом изготовителем указывается, что мотор Ивеко F1A дизель имеет объем 2,3 литра, а также 116 лошадиных сил. Расход топлива этого дизельного мотора составляет 10 литров на 100 км при смешанном трафике передвижения. Не так давно отечественная индустрия предложила оснащать внедорожники УАЗ Патриот дизельными моторами Заволжского производства, которые именуются как ЗМЗ-51432. Этот мотор немного слабее зарубежного побратима, но и экономичнее соответственно. Потребление топлива на 100 км составляет 9,5 литра, а мощность составляет 113,5 лошадок.
Сколько же «жрет» бензиновый мотор на внедорожнике? Бензиновый же мотор ЗМЗ-409 на внедорожнике УАЗ-3163 потребляет немного больше топлива, поэтому расход составляет примерно 12 литров на 100 км. Ощутимый удар по кошельку автовладельцев, но многие выбирают бензин по причине большего запаса мощности на скорости. На самом же деле потребление горючего для каждого двигателя индивидуально, и зависит не только от характера езды водителя, но и от таких критериев, как наличие на автомобиле дополнительного оборудования, например, багажника, мухобойки, доп. зеркала освещающие «мертвые зоны» и т.п.. Ведь все эти дополнительные принадлежности увеличивают потребление топлива, поэтому говорить о его правдоподобности можно только на новом автомобиле.
После приобретения автомобиля УАЗ Патриот уже после прохождения им более 10 тысяч км расход увеличивается. Возрастает он на 1-2 литры от указанного в техпаспорте автомобиля. Определить в действительности, сколько жрет горючего УАЗ-3163 фактически – достаточно сложно. Это сложно не только для Патриота, но и для других автомобилей, так как необходимо «выкатать» весь бак, чтобы узнать реальный расход на данный момент времени.
На внедорожнике УАЗ-3163 это сделать вдвойне сложнее, так как этот автомобиль оснащен двумя соединенными между собой баками. Основным баком считается тот, который расположен справа, а левый выполняет функцию дополнительного резервуара, из которого топливо автоматически перекачивается в правый бак при его опустошении. Заправить правый бак под завязку достаточно проблематично, поэтому определить реальный расход топлива не представляется возможным.
Самый простой способ узнать, сколько жрет авто горючего или определить расхода топлива – это использовать маршрутный компьютер. С помощью данного устройства можно узнать потребление, которое определяется теоретически по учету времени открытия форсунок. Для того чтобы иметь возможность определения расхода, следует откалибровать компьютер. Калибровка осуществляется при полных баках и на холостом ходу. Установлено, что на внедорожнике УАЗ-3163 бензин и экологическим стандартом Евро-3 расход на холостом ходу составляет 1,4-1,5 литра в час.
Почему же возрастает потребление
Расход топлива на внедорожнике зависит от такого параметра, как скорость передвижения. Чем выше скорость, тем больше потребление, поэтому следует отметить, что при скорости в 90 км расход для внедорожника УАЗ-3163 бензин составляет 10,4 литры на 100 км при движении по трассе. Если скорость движения внедорожника УАЗ Патриот составляет 120 км/час, то потребление возрастает до 14,5 литров. При движении в летнее время потребление горючего увеличивается до 15 литров при смешанном графике движения.
Но ведь потребление топлива зависит и от такого параметра, как давление в шинах. Снижение давления в шинах на 0,1 атмосферу от нормы влечет за собой увеличение расхода на 0,5 литра за 100 км пробега. Поэтому перед каждой продолжительной поездкой следует осуществлять проверку давления в шинах и доводить его до нормированных значений. О нормах давления можно узнать из статьи о давлении в шинах.
Малоприятно эксплуатировать УАЗ Патриот бензин в пробках, так как при частом трогании автомобиля возрастает потребление топлива, поэтому не удивляйтесь, если при движении по пробкам ваш автомобиль будет потреблять по 15-18 литров.
Как сэкономить топливо
Чтобы снизить потребление горючего на внедорожнике УАЗ Патриот, необходимо прислушаться к следующим рекомендациям:
- если вы хотите экономить на горючем, то приобретать необходимо Патриот дизель, так как он намного лучше себя чувствует в городском трафике движения;
- постоянный контроль давления в шинах, поэтому периодически проверяйте, спускают ли колеса и если да, то лучше посетить автосервис;
- при некачественном применении топлива увеличивается его потребление и тем самым осуществляется негативное влияние на сам мотор, поэтому лучше переплатить, но заправлять своего коня качественным горючим;
- еще один адекватный способ экономить бензин или соляру – это установить дополнительно ГБО, ведь газ почти в два раза дешевле, поэтому и экономнее;
- «украшать» автомобиль только теми элементами, в которых вы нуждаетесь (багажник на крышу ставить по ненадобности не рекомендуется).
Важно заметить и тот факт, что внедорожник УАЗ Патриот дизель предназначен не для скоростных гонок, а для экономии и проходимости, а вот УАЗ-3163 бензин хотя и мощнее дизеля, но на малых оборотах он не сможет забраться на подъем.
На потребление топлива внедорожником УАЗ Патриот влияют следующие немаловажные факторы:
- характер вождения;
- сезон эксплуатации автомобиля (зимой расход больше, так как требуется время для прогрева двигателя);
- двигатель (бензин или дизель) и его объем;
- скорость передвижения (оптимальной считается скорость 90 км/час, так как именно при этом потребляется минимальное количество горючего, а вот уже при 100 км/час, показатель потребления возрастает);
- давление в шинах;
- загруженность автомобиля;
- применение полноприводного режима;
- характер дорожного покрытия.
Важно заметить, что при использовании полноприводного режима потребление возрастает до 18-20 литров на 100 км, но такой режим используется непостоянно, что немаловажно для самого автомобиля. Кроме того, эксплуатация авто в условиях бездорожья всегда влечет за собой увеличенный расход, даже если вы двигаетесь со скоростью не выше 40 км/час.
Подводя итог, важно отметить, что УАЗ Патриот имеет относительно небольшое потребление горючего для своих технических параметров и по своим размерам, тем более, что он является полноприводным внедорожником.
Отзывы владельцев
Данные о реальном расходе топлива Уаз Патриот можно узнать из отзывов владельцев.
Павел, Ростов-на-Дону. Купил Патриот 16 года, выбирал между ним и старыми япошками. Остановился на Патрике, о чем не жалею. Проехал около 30 тысяч – проблем не возникало. Расход укладывается в 18 литров по городу (не зимой) и 12 по трассе. У меня движок на бензине, изначально дизель хотел, но их теперь не выпускают. Внедорожные качества авто меня устраивают – проедет там, где и другие внедорожники. Сравнивал с Патролом и Прадо – Патриот не уступает. Официальные нормы расхода топлива занижены, но меня это не расстраивает.
Егор, Киров. Расход верный. У меня пикап, в Карелию ездил, скорость всю дорогу 110 км/ч по GPS. Получил средний расход 12,5. Считаю, что неплохо для груженой под завязку машины.
Дмитрий, Оренбург. У меня по факту борткомпьютер врет примерно на 2 литра на сотню. Борткомпьютер показывает 10, а фактически 12. Замерял от полного бака до полного на протяжении 1600 км. Борткомпьютер показывал 8 л на сотню а фактически было 10,5-11 литров.
Константин, Сергиев-Посад. На стандартной резине 235/70 борткомпьютер правильно считал расход. Поменял на 245/75 – теперь и скорость показывает на 5 км/ч меньше. Съездил к дилеру на СТО, там внесли изменения в настройки. Теперь все считает отлично. Расход топлива Уаз Патриот дизель – по городу около 14, а по трассе 10 литров.
Александр, Воронеж. В целях уменьшить расход топлива на Уаз Патриот поставил ГБО 4 поколения. Ехали из Воронежа в Ростов-на-Дону втроем с 20кг багажа. Расстояние – 1169, скорость держал 115 км/ч по приборам, реально по GPS 108. В итоге получилось 17,5 л газа на сотню – 3600 руб.
Узнать, какой расход топлива у Уаз Патриот с разными моторами, можно из следующих видео.