Критерии оценки итогового сочинения для вузов в 2021 году
Критерии оценки итогового сочинения для вузов в 2021 году
Кроме основных критериев выпускники должны знать и критерии оценивания итогового сочинения для вузов. Как известно, сочинение может принести дополнительные баллы для абитуриентов при поступлении. Ребята используют любую возможность, чтобы продвинуться в рейтинге и поступить на бюджет. Кроме баллов ЕГЭ вузы дают и дополнительные: за ступень ГТО, за индивидуальные достижения, за аттестат с отличием и, конечно же, итоговое сочинение. Однако не стоит быть уверенным в том, что каждое высшее учебное заведение учитывает результаты сочинения. Данную информацию следует уточнить в приемной комиссии или на сайте организации.
Если же вы уже убедились в том, что сочинение учитывается как индивидуальное достижение при поступлении на вашу специальность, тогда постарайтесь написать его на максимальный балл. Для этого нужно знать, за что именно начисляются баллы. Вузы оценивают работу по десятибалльной системе. Саму работу не нужно предоставлять в приемную комиссию вместе с другими документами. Ответственные за прием документов в вузе имеют доступ к отсканированной работе, хранящейся в электронной системе.
Познакомимся с вузовскими критериями подробнее.
Какой максимальный балл за итоговое сочинение?
Иллюстрация: behance.net
Высшая школа экономики – кажется, последним из всех вузов – отказалась перепроверять в 2021 году так называемое итоговое сочинение (ИС) и давать за него дополнительные баллы . Заканчивается шестилетний роман вузов страны с этой некогда внушавшей им смутные надежды, а теперь окончательно разочаровавшей формой, введенной в 2014 году в качестве формы допуска старшеклассников к сдаче ЕГЭ, и вузы стали искать ей альтернативу (о чем чуть ниже). За это время итоговое сочинение пережило трех министров образования/просвещения, при каждом наполняясь своим собственным смыслом, что тоже, видимо, послужило его постепенной девальвации. Но все по порядку.
С чего все началось
Введено ИС было на основании поручения президента РФ Федеральному собранию от 27 декабря 2013 года по инициативе группы общественных деятелей, озабоченных, что в школе «перестали писать сочинения» и «читать книги». Упало поручение не плечи тогдашнего министра образования Дмитрия Ливанова, чья реформаторская команда, по-видимому, и нашла способ, как адаптировать довольно архаичную для XXI века форму к потребностям сегодняшнего дня: вузам было предложено перепроверять сочинения и ставить за них дополнительные баллы, чтобы участвовать в отборе абитуриентов. (Напомним: право было отобрано у большинства вузов с введением ЕГЭ.)
На призыв министерства откликнулось порядка 200 вузов. Не все из них перепроверяли сочинения – некоторые просто засчитывали их наличие, так как перепроверка потребовала бы от них довольно серьезных бюджетов и соответствующих кадров.
НИУ ВШЭ тогда давало за самые лучшие сочинения 10 баллов, МГУ им. М.В. Ломоносова ограничивалось тремя.
Как обходили закон и почему итоговое сочинение называли «сочинением по “Капитанской дочке”»
Рабочая группа при Минобре придумала, как обойти довольно тонкий момент: Закон об образовании запрещал вводить два экзамена по одному предмету, и ИС было объявлено «метапредметным», однако предложения некоторых членов рабочей группы разрешить писать ИС на темы, по-настоящему интересные абитуриентам и связанные с выбором направления их будущей подготовки в вузе, услышаны не были.
Сочинение утвердили как «литературоцентричное» и повесили его проведение и проверку в школе (как правило, бесплатные) на самых бессловесных и двухжильных из учителей – учителей-словесников, которые и так тащили на себе подготовку к ОГЭ/ЕГЭ по двум предметам – русскому языку и литературе.
А раскрывать тему – на материале художественной литературы, из-за чего сочинение сразу же окрестили «сочинением по “Капитанской дочке”», так как практически все темы (кроме темы лермонтовского юбилея в первый год) можно было раскрыть на материале бессмертной повести Пушкина.
Чтобы ребята заранее не обзаводились шпаргалками, темы не оглашались – только «пять тематических направлений», в рамках которых конкретные темы затем и формулировались. Сильные учителя тут же начали составлять рекомендательные списки по этим направлениям, но и здесь нередко случался казус: прочитанное заранее произведение могло никак не подходить к той конкретной формулировке темы, которая объявлялась в день экзамена, и не всякий школьник это понимал – многие подменяли сочинение на тему сочинением на тематическое направление в целом!
Число вузов, желающих учитывать такие сочинения, резко поубавилось, зато заработала в полную мощь индустрия «готовых работ», а также разного рода пособий, курсов и индивидуальной подготовки к написанию ИС.
Как спасали души школьников и приобщали к чтению и написанию текстов
Но тут министра Дмитрия Ливанова красиво сменила министр Ольга Васильева, и общий контрреформаторский тренд продвигаемой ею образовательной политики затронул и сочинение. Интересы вузов учитывать никто уже не стремился, ИС теперь понималось исключительно как способ приобщить школьников к чтению литературы и написанию текстов хотя бы в 300–350 слов, и вообще – как деятельность душеспасительная.
«При чем тут вузы! – пафосно на одном из совещаний воскликнула высокопоставленная чиновница. – У вас есть олимпиады, вот пусть они интересы вузов и учитывают!»
Энтузиазм вузов продолжал таять, желающих иметь дело с ИС становилось все меньше, и та же Вышка предусмотрительно снизила в 2019 году максимальные 10 баллов до 5.
Проколы и ошибки итогового сочинения
Изучать результативность введенной формы ИС отпочковавшийся от Минобрнауки Минпрос не спешил (по крайней мере объявлять об этих результатах публично), а неофициальные замеры, проводимые самими учителями, показывали, что, скажем, в школах Самарской области в 2017 году 2/3 всех сочинений писалось всего по 12 произведениям, и все эти произведения – из школьной программы 7–10-х классов, то есть ничего принципиально нового во время подготовки к ИС школьниками не читалось.
Была и еще одна принципиальная ошибка в требованиях, предъявляемых к ИС. Аргументировать тезисы работы предлагалось примерами из художественных произведений, но это невозможно, так как художественное произведение суть вымысел, и к любому тезису можно подобрать примеры, как его «подтверждающие», так и «опровергающие»! Скажем, тезис, что человеку труднообойтись без общества, можно легко опровергнуть обращением к судьбе Робинзона Крузо, 28 лет прожившего в одиночестве на своем необитаемом острове; а можно подтвердить примерами судьбы «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина или гордого Ларры из «Старухи Изергиль» Горького – если вас, конечно, не смущает, что и то и другое – сказки. Надо ли говорить, что само по себе умение аргументировать свои тезисы вымыслом и не различать факт и фантазию – привычка вредная, противоречащая сути того, что называют «критическим мышлением», без которого современный человек легко становится добычей разного рода экстремистских организаций и деструктивной пропаганды.
Да вот беда – не пояснили, что же в таком случае может служить такого рода аргументацией! По крайней мере нигде в документах я определения «аргумента» не нашел, и разного рода пособия в основном сосредоточены на анализе произведений литературы. А ведь для вышеупомянутой темы таким аргументом мог бы быть анализ «синдрома Маугли»; разъяснение, почему Аристотель называл человека «животным социальным» – или упоминание опыта пребывания узников долгие годы в одиночной камере… Но кто из рядовых учителей знает, что так и можно, и нужно? В результате в ИС школьники по-прежнему ищут аргументы в вымышленных мирах художественной литературы.
Эстафету с ИС подхватил очередной министр просвещения, пересевший в министерское кресло из кресла руководителя Рособрнадзора, – Сергей Кравцов. Судя по всему, он исходит из других оснований: чем больше контрольных замеров – тем больше деятельности на занятиях, а соответственно, ИС должно остаться – наряду с другими формами итогового контроля (теми же самыми ВКР). По крайней мере сама идея в 2020 году «заморозить» ИС в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой министром, судя по репортажу на сайте Ассоциации учителей русского языка и литературы , поддержана не была.
Значит, смысл ИС – лишь в том, чтобы оно было проведено.
Тем более что с ним год из года с первого раза справляются 97–98% старшеклассников, а после трех пересдач в прошлом году не было допущено к ЕГЭ всего 500 человек.
Сочинения по физкультуре?
Видимо, это стало последней каплей для вузов, и 14 из них собрались в пул и объявили о том, что они будут проводить свой собственный Чемпионат сочинений «Своими словами», на котором школьники смогут писать сочинения так, как это безрезультатно обсуждалось еще 6 лет назад.
Такие сочинения готовы проверять сами вузы – причем доверять перепроверку специалистам в соответствующей области, а не изнуренным бесконечными работами словесникам.
За названием «Своими словами» стоит убежденность в важности умения создавать развернутые письменные высказывания о том, что выпускника действительно волнует или интересует (например, собственный научной или творческий проект), причем умения рассказывать о сложном – просто и доступно, видя адресата своего рассказа.
Поэтому отборочный тур Чемпионата будет проходить в формате онлайн-тестирования, но проверять у участников будут их функциональную грамотность, умение видеть логические ошибки и когнитивные искажения, способность критически осмысливать прочитанное. А те, кто пройдет это испытание, получит доступ на региональном этапе к написанию сочинения – на базе одного из 14 вузов-организаторов. Первые дополнительные баллы эти вузы готовы давать уже на втором этапе, а за максимальным числом баллов победители должны будут отправиться в Москву на финал Чемпионата.
Впрочем, детали этого мероприятия можно узнать на сайте (регистрация участников будет продолжаться до 15 ноября включительно, еще можно успеть).
Я же со своей стороны замечу, что, когда профессионалы берут в свои руки процесс организации того, в чем действительно нуждаются наши школьники и что действительно будет востребовано в дальнейшем, происходит самое важное в нашем образовании. Одни открывают частные школы или школы домашнего образования. Другие – создают Свободный университет для всех желающих. Третьи – думают о том, как, предлагая новые правила поступления, мотивировать выпускника быть самим собой, демонстрировать свои лучшие качества и не бояться своими словами говорить.
Ну а для профессионального сообщества всё это определенный «месседж» – какие формы развернутого письменного высказывания востребованы сегодня и высшим образованием, и самой действительностью. А значит, это еще и вызов школе: сможет ли она его услышать и ему соответствовать?
Аттестат с отличием и золотая медаль
Аттестат с отличием, вопреки общепринятому мнению, все-таки имеет вес. Он выдается ученикам, которые закончили 10-11 класс на одни пятерки. А в качестве приятного бонуса они получают медаль под названием “За особые успехи в обучении”. То есть разделения на золотую и серебряную награды, как раньше, больше нет. Что немаловажно — баллы за отличный аттестат начисляют практически все университеты. Например, МГУ начисляет за это целых шесть баллов, Высшая Школа Экономики — три балла, а МГИМО — четыре.
Сочинение
Последнее задание на ЕГЭ по истории – самое трудное, но и заработать на нем можно много, до 12 баллов включительно. Предлагается 4 исторических периода. Нужно выбрать один из них, подробно его описать и при этом соблюсти следующие условия:
- привести примеры как минимум двух ключевых событий или процессов;
- назвать хотя бы 2 имени и охарактеризовать роль этих деятелей в выбранном периоде;
- указать как минимум 2 причины основных событий, происходивших в это время;
- оценить влияние событий взятого временного отрезка на дальнейшее развитие государства, опираясь при этом на сами исторические факты и/или мнения ученых.
Применительно ко всему сочинению в целом есть еще одно требование. Экзаменуемый должен правильно использовать историческую терминологию и оперировать понятиями, которые относятся в выбранному периоду.
Для оценки 25 задания разработана целая система критериев. Все они представлены в таблице.
Код | Аспект | Критерии | Баллы |
---|---|---|---|
К1 | Описание происходивших событий и процессов | Верно указаны 2 факта | 2 |
Верно указан 1 факт | 1 | ||
К2 | Исторические личности, а также их значение | Верно указаны 2 личности, объяснено их значение, упомянуты конкретные их действия, значимые для истории | 2 |
Верно указаны 1 или 2 личности, объяснено значение лишь одной из них, упомянуты конкретные действия | 1 | ||
К3 | Причины и следствия | Верно названы 2 причинно-следственные связи | 2 |
Верно названа 1 причинно-следственная связь | 1 | ||
К4 | Оценка влияния происходивших событий на отечественную историю | Оценка дана правильно, причем с опорой на факты. Опционально: указаны мнения ученых | 1 |
К5 | Использование терминов | Верно использован как минимум 1 исторический термин | 1 |
К6 | Фактические ошибки (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) | Фактических ошибок нет | 3 |
Есть 1 ошибка | 2 | ||
Есть 2 ошибки | 1 | ||
К7 | Форма, последовательность изложения (критерий используется лишь тогда, когда сумма по К1–К4 – минимум 5 баллов) | Сочинение написано связно, тезисы изложены последовательно и логически непротиворечиво | 1 |
В заключение важный нюанс: эта статья написана по КИМ 2020 года, тогда как структура Единого экзамена периодически корректируется, а значит, уже в 2021-м наши сведения могут устареть. Не забывайте, что актуальную информацию о баллах и критериях оценивания ЕГЭ по истории всегда можно найти на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
Аттестат государственного образца, программа ФГОС
Живые уроки с преподавателями и проверка домашних заданий
5 способов, как получить дополнительные баллы к ЕГЭ
При поступлении на 1 курс к баллам ЕГЭ можно добавить ещё несколько, и, кстати, это касается всех. В 2017 году максимальное количество конкурсных баллов, которые может добавить вуз, — десять. Согласитесь, неплохой бонус. Мария Кучерова, учитель русского языка и мама двоих сыновей-первокурсников, рассказывает о примерном порядке цифр, поскольку каждый вуз разрабатывает свой список дополнительных баллов, но общая информация поможет сориентироваться и действовать.
Некоторые думают, что дополнительные баллы касаются только золотых медалистов или победителей олимпиад. Но даже если вы не можете похвастаться блестящей учёбой все 11 лет школы, то всё равно можете немного улучшить результат. Я имею в виду баллы за итоговое сочинение, которое пишут все в середине учебного года. С него и начнём.
Итоговое сочинение (от 1 до 10 баллов)
Итак, в конце 2013 года президент Владимир Путин подписал документ о том, что выпускники должны в обязательном порядке писать итоговое сочинение по литературе. С тех пор этот промежуточный экзамен сдают все учащиеся 11 классов. Пишут его обычно перед Новым годом — в первую среду декабря. В 2016 году, например, писали 7 декабря.
Для моего поколения очевидно, что это облегченный вариант классического итогового сочинения по литературе. Современное сочинение, которое предлагается выпускникам, не содержит в названии конкретного литературного произведения, то есть все пять тем фактически свободные. Ребёнок может сам выбрать любой художественный текст в качестве иллюстрации к теме сочинения. Причём произведения зарубежной литературы тоже приветствуются. Темы очень хорошие, на мой взгляд. Так что это новшество я полностью одобряю. Критерии оценивания более чем лояльные. В результате каждый ученик получает не оценку, а всего лишь «зачёт». Баллы, правда, тоже начисляют, но сильно их не афишируют.
Главный бонус в том, что именно сочинение для большинства абитуриентов — это способ повышения количества конкурсных баллов
Сколько можно получить? На этот вопрос я не дам вам однозначного ответа, поскольку каждый вуз самостоятельно определяет максимальный порог. Информацию по каждому вузу можно посмотреть на сайте, а лучше позвонить напрямую в приемную комиссию. Где-то сочинение проверят по второму разу и поставят свои баллы, где-то просто накинут немного, не вдаваясь в детали.
Главное, что вам необходимо знать: учитывать вашу экзаменационную работу (итоговое сочинение) будут только после того, как вы официально об этом попросите. Когда и как вы можете это сделать? Во время подачи документов в приёмные комиссии. Причем от вас требуется только озвучить это. Никаких заявлений никто не просит, просто сделают пометку, что необходимо проверить вашу работу ещё раз. Распечатывать сочинение и приносить в приёмную комиссию не надо. У каждого вуза будет доступ и к вашим баллам ЕГЭ, и к итоговому сочинению в общей электронной базе. Очень удобно.
Обещают, что до 2019 года ничего в плане практики написания, проверки и учета итогового сочинения не изменится. Хотелось бы верить.
Аттестат с отличием, медаль «За особые успехи в учении» (до 10 баллов)
Что такое аттестат «с отличием», объяснять не надо. Это аттестат, в котором одни пятёрки.
С 2014 года вручаются медали «За особые успехи в учении». Они не делятся, как раньше, на серебряные и золотые. При принятии решении о награждении такой медалью, учитываются только итоговые оценки, то есть те, что в аттестате. Если там все пятёрки, то вы её получаете. Выходит, что «красный» аттестат и медаль «За особые успехи в учении» — это вещи взаимосвязанные.
Кстати, наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием тоже принесет баллы в копилку.
Спортивные заслуги (до 10 баллов или льготное поступление в профильные вузы)
Начнем с ГТО. Здесь вы можете рассчитывать на дополнительные 1-5 баллов. Они будут добавлены только в том случае, если вы получили «золотой значок отличия». Некоторые вузы, правда, учитывают и серебряный значок, но их очень мало. Как и где сдать ГТО в Москве, читайте здесь.
Чемпионы и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр при поступлении в вузы на соответствующие профильные специальности в области физической культуры и спорта принимаются без вступительных испытаний. На непрофильных специальностях могут дать дополнительные 10 баллов.
Волонтёрская деятельность (1-2 балла)
Получить 1 или 2 балла можно и за осуществление волонтёрской (добровольческой) деятельности. Здесь одно условие: с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приёма документов и вступительных испытаний должно пройти не более четырех лет. Конечно, участие в волонтёрской деятельности нужно будет подтвердить документально. Баллы дают немногие вузы, но спросить в приёмной комиссии все равно советую.
Участие и победы в предметных олимпиадах и творческих конкурсах (до 10 конкурсных баллов или льготные условия поступления)
Олимпиады и творческие конкурсы вывела в конце, чтобы поговорить о них подробно. Сразу оговорюсь: если вы лауреат или победитель нескольких олимпиад или творческих конкурсов, то придётся выбрать одну позицию, так как «скидки не суммируются». Баллы по предметной дисциплине вы получите только за один из многочисленных сертификатов или дипломов.
Зато тут речь идёт не о десяти бонусных баллах, а вообще о поступлении в вуз без экзаменов или об округлении ваших баллов ЕГЭ по конкретному предмету до максимальных 100. Страйк, одним словом!
Далеко не все олимпиады дают льготы при поступлении в вузы. А те, которые дают преимущества, очень разнообразны и с разным «весом». Начнем с того, что есть такие олимпиады, которые вообще дают возможность быть зачисленным в вуз без экзаменов. Здорово, правда? Победа в других олимпиадах может подарить вам 100 баллов по профильному предмету (по тому, по которому проводилась олимпиада). Победа в творческих конкурсах может автоматически быть засчитана как 100 баллов за внутренний творческий экзамен вуза.
Всероссийская олимпиада школьников (участие бесплатное)
Одна из самых престижных олимпиад страны. Проводится в четыре этапа, начиная со школьного тура в октябре–ноябре. Последний этап — это март–апрель. Если вы становитесь победителем четвертого тура, то вы получаете не только прямой пропуск в вуз, но ещё и денежную премию. Победители — 60 000 рублей, призёры — 30 000 рублей.
Победители и призёры могут без экзаменов поступить в вуз на специальность, соответствующую профилю, то есть предмету олимпиады. Если вы поступаете на непрофильную специальность, то победа в олимпиаде засчитываются как 100 баллов ЕГЭ по данному предмету. Очень важно, что льгота не имеет срока давности. Подать документы по льготе можно только в один вуз и на одну специальность.
Олимпиады школьников, проводимые под контролем Российского совета олимпиад школьников и Российского союза ректоров (участие бесплатное)
Это те олимпиады, которые проводят в основном вузы. Конечно, в условиях главенства ЕГЭ это хороший способ отбора талантливых ребят. Кстати, наличие таких вот олимпиад в вузе говорит о его статусе и престижности. Если есть такая практика, значит, вузу не всё равно, кого они набирают на первый курс.
Обычно такие внутривузовские предметные олимпиады проходят в два этапа и заканчиваются тоже весной. Российский совет олимпиад школьников присваивает каждой олимпиаде свой уровень — от 1 до 3. Вузы в свою очередь после оглашения этой информации решают, какие льготы при поступлении присвоить победителям и призёрам. Победители получают возможность поступить в вуз без экзамена или 100 баллов по профильному предмету. Так что вес и статус этих олимпиад школьников тоже очень высок. Льготой можно воспользоваться один раз в том же году, в котором проходила олимпиада. По льготе «поступление без экзаменов» подать документы можно только в один вуз, а «100 баллов по ЕГЭ» — в пять вузов.
Вот список 88 олимпиад школьников, утверждённых Министерством образования и науки в этом учебном году, с указание уровня от 1 до 3.
Интеллектуальные и творческие конкурсы
Их много. Участие в них тоже может пригодиться при поступлении. Это касается творческих специальностей, например, журналистики или дизайна. Есть интересные и полезные конкурсы и для юных программистов. Подробную информацию, конечно, надо смотреть на сайтах тех вузов, которые являются вашими фаворитами при поступлении. Там вы узнаете сроки проведения и возможность повлиять на конкурсные баллы.
В любом случае, призываю всех по возможности участвовать в олимпиадах и конкурсах. Пусть даже баллов это не прибавит, но вы познакомитесь заранее с вузом и попробуете свои силы. Не все же за цифрами гоняться!
Олимпиады и творческие конкурсы (1-10 баллов либо БВИ — зачисление без вступительных испытаний)
Участие в данных мероприятиях позволит отстоять честь школы, повысит уровень знаний и позволит получить до 10 баллов при поступлении в вуз.
Но нужно учесть: если участие было не единоразовым, то результаты не суммируются, придется выбрать для представления в вуз только один факт победы на Региональной, Областной олимпиаде. Рекомендуется выбрать самый высший результат по предмету, близкому к будущей профессии.
Олимпиады разделяются на несколько уровней. Некоторые вообще не засчитываются, зато остальные могут принести аж 100 баллов и заменить сдачу экзамена.
Олимпиады и её виды
Не каждый вид олимпиады даёт дополнительные баллы. Различают их степени, статусы победителей и приоритет ВУЗа при всех равных условиях:
- Олимпиада I степени – победителей из 3000 участников не так много. Всего 17 субъектов РФ могут принять в ней участие.
- Олимпиада II уровня согласно данным Минобрнауки рассматривает кандидатов из 10 субъектов РФ.
- Олимпиады III уровня проводятся для 3 субъектов РФ.
Участие в них даёт звание кандидата в победители, призёра и победителя. На официальном сайте олимпиад представлены направления, которые совместно с предметами ЕГЭ дают право на поступление с большим количеством баллов:
Перечень олимпиад для школьников
Важно! Школьник может стать победителем и воспользоваться баллами при зачислении в ВУЗ. Чем выше статус олимпиады, тем серьёзнее считается победа. Если баллы были получены не в полном объёме, дополнительные баллы можно заимствовать с других соревнований и побед. Менее значимые дипломы олимпиад могут дать дополнительные баллы в размере до 10.
Интересно! Призёры и победители разных этапов, а также заключительных, получают разное количество баллов. Например, если в отборочном туре кандидат на победу прошёл все испытания, но проиграл в заключительном туре, его победа не будет приравниваться к победе тех, кто выиграл конкурсы в 1-2 этапах.
Всероссийская олимпиада
Согласно Приказу Минобрнауки №658, школьники могут участвовать в разных конкурсах. Так, например, всероссийская олимпиада позволяет победителям по физике рассчитывать на поступление на физический факультет. Всерос также разрешает поступать на математические профили наук без надобности сдавать профильную математику. Даже при недоборе баллов разницу можно перекрыть именно конкурсными дипломами.
Олимпиадный диплом Всероса позволяет получить 100 баллов ЕГЭ, приравнивая победу к полноценному зачислению. Олимпиадный предмет также может прибавить 100% баллов к результату ЕГЭ, если предмет считается профильным для поступления в ВУЗ.
Олимпиады под эгидой Российского совета олимпиад школьников
Ежегодно Минобрнауки РФ представляет возможность студентам поступить в ВУЗ на основании результатов ЕГЭ. ВУЗ может дополнять список на своё усмотрение, но обязательно будут включены олимпиады из основного перечня. Университетская комиссия самостоятельно предопределяет, какой вид льгот может получить студент при зачислении в высшее заведение.
Результаты победы будут действительны 4 года, а школьник сможет сам выбрать год выдачи диплома. Фактически, документ является бессрочным и не подлежит обесцениваю. Существуют ВУЗы, которые признают дипломы котированными только за 11 класс. Выпускники 9-х классов могут и не получить никаких льгот.
Диплом нужно подтвердить:
- Призёр или победитель перечневой олимпиады могут воспользоваться льготами на основании распечатанного документа и электронного диплома.
- Если предмет по олимпиаде сдан на «отлично», нужно подтвердить диплом результатами ЕГЭ, сдав предмет на 75 баллов и больше.
- ВУЗ может увеличивать порог баллов по ЕГЭ для каждого олимпиадного предмета.
После подтверждения абитуриент может воспользоваться услугой «Максимальный балл ЕГЭ», чтобы быть зачисленным. Такая льгота предоставляется 15 раз. Чтобы не сдавать вступительные экзамены, следует выбирать один ВУЗ и одно направление. Но в этом случае нужно заранее быть уверенным, что запасные варианты подачи документов в другие учреждения не нужны.
ВУЗы, которые учитывают баллы при подаче олимпиадных дипломов
Максимальное количество баллов можно набрать в сумме до 10. Если школьник получил золотую медаль и 6 баллов за неё, за олимпиаду он получит 8 баллов. В сумме он всё равно получит 10 баллов, но они набираются за несколько достижений.