Зазор на свечах зажигания — каким должен быть
Зазор на свечах зажигания — каким должен быть?
Ситуация, когда свечи зажигания куплены у проверенного продавца, но мотор функционирует некорректно, знакома многим. Когда машина начинает двигаться рывками, практически все начинают диагностику системы зажигания, думая, что проблема не может скрываться в новых свечах. Но оптимальный зазор на свечах зажигания автомобиля иногда нарушен даже у новых изделий. Это не считается заводским браком, потому что данную проблему можно устранить самостоятельно. Но перед этим требуется определиться, какой зазор должен быть на свечах зажигания и почему он не соответствует заводским установкам.
2 Зазор между свечами ‒ как он влияет на работоспособность двигателя?
Под зазором свечей зажигания принято понимать расстояние между верхними и нижними электродами, которые создают спираль. На любых моделях зазор должен регулироваться согласно рекомендациям производителя, ни больше, ни меньше. Если зазор отличается, двигатель будет работать с перебоями, которые могут проявляться по-разному: дергание, падение оборотов, троение.
При слишком маленьком расстоянии неизбежно будут пропуски в системе зажигания, ввиду того, что искра, создаваемая двумя электродами, слишком мелкая, и ее не всегда хватает для правильного и своевременного воспламенения топлива. И если в инжекторном двигателе при малых зазорах двигатель какое-то время может работать исправно и без перебоев, то на карбюраторных моторах проблемы будут проявляться фактически сразу после установки новых свечей. Кроме того, карбюратор может просто залить, а это уже чревато более серьезными последствиями.
Большие зазоры чаще всего появляются в результате износа свечей зажигания либо являются следствием неправильно подобранных моделей, например, если вы установили свечи, которые рекомендованы для одной модели на другую.
Под воздействием высоких температур металл на них постепенно выгорает, верхняя часть вытягивается, нижняя проседает, при этом образуется нагар, особенно, если используется топливо низкого качества. Соответственно растягивается и искра, которой может не хватить для нормального функционирования системы зажигания. Запустить автомобиль зимой при увеличенном зазоре на свечах практически нереально.
Поэтому специалисты рекомендуют менять свечи зажигания не реже, чем через каждые 20-25 тысяч километров пробега. Если возможности поменять их нет, то нужно их хотя бы почистить от образовавшегося нагара, замерить расстояние между электродами и, если позволяет конструкция контактов, самостоятельно выставить этот показатель до рекомендованной нормы.
Замер и исправление зазора
Специальный инструмент для выставления свечных зазоров — щуп
Замер и исправление свечного зазора происходит при помощи специального инструмента – щупа. Он состоит из пластинок, которые имеют разную толщину. Для замера подбирается пластиночка, которая входит в натяжку, но не слишком. Именно обозначение на пластинке и будет показателем нынешнего зазора.
Для исправления, необходимо подогнуть наружный электрод или вывести немного наружу.
После проведения регулировки, стоит еще один раз замерить зазор. Процедура продолжается до тех пор, пока свечное расстояние между электродами не станет в установленные нормы.
Примечание. Многие автомобилисты считают, что в автомобильных магазинах запасных частей, продаются свечи зажигания уже с выставленным зазором. Но, это не так. Поскольку свечи однотипны для многих марок и моделей, на них выставленный стандартный зазор 1 мм. Поэтому, после покупки нового комплекта, необходимо выставить их согласно указанному размеру.
Влияние неправильного зазора на работу двигателя
Как показывает практика, многие автомобилисты делают одну и ту же ошибку – устанавливают свечи зажигания, не регулируя свечного зазора между электродами. Это может привести следующим последствиям:
- Большой зазор приводит к повышенному расходу топливной смеси . Многие автолюбители могут обрадоваться появлению дополнительной динами и тяги, пока не увидят расход в 12-15 литров на 100 км. Еще одним косвенным показателем могут стать провалы газа или рывковый эффект. Это не только повлияет на расход, но и на изнашиваемость самого мотора.
Чёрный нагар — это первый признак очень богатой смеси
Влияние зазора на работу двигателя
Величина зазора имеет прямое отношение к образованию искры и к работе двигателя в целом. Зазор бывает 3-х видов: маленький, большой и нормальный. Ниже мы рассмотрим каждый из них.
Маленький зазор на свечах
Маленький зазор приводит к сбоям в работе двигателя потому, что не каждый раз воспламеняет рабочую смесь. При небольшом промежутке между электродами сложно воспламенить смесь. Из-за этого машина начинает дергаться, а свечи заливает бензином. Маленьким зазором принято считать промежуток от 0,1 до 0,4 мм.
Большой зазор на свечах зажигания
Такой зазор появляется в уже изношенных свечах. В результате долгой эксплуатации уменьшаются все электроды. Из-за этого искра между ними уже не имеет прежней силы и становится слабее, что приводит к затруднениям при поджоге рабочей смеси. В некоторых случаях такие свечи просто перестают работать, потому как искра начинает искать более короткий путь и разрушает изолятор.
Когда расстояние между электродами увеличено, нарушено самостоятельное очищение свечи, что приводит к усложнению прохождения искры. По этим причинам периодически проверяйте зазор и делайте очистку свечей зажигания. Большим зазором на свечах зажигания считается расстояние больше 1,3 мм.
Нормальный зазор на свечах
Точного ответа нельзя сказать, потому что здесь есть свои факторы, которые влияют на его размер. На размер промежутка между электродами влияет тип системы зажигания. Они делятся на 3 группы:
- Карбюраторные двигатели, классическая система зажигания, зазор составляет 0,5 – 0,6 мм;
- Карбюраторные моторы, электронное зажигание, промежуток составляет 0,7 – 0,8 мм;
- Инжекторные двигатели, зазор равен 1 – 1,3 мм;
Почему данные так сильно отличаются? Ответ прост. Стандартная система зажигания вырабатывает более слабую искру, поэтому у нее должен быть самый меньший зазор. Инжектор же имеет самую мощную вспышку, поэтому для него нужен большой зазор.
Как влияет зазор на работу двигателя
Понятно, полное отсутствие искры означает проблемы с пусковой катушкой, тогда зазор тут ни при чем. Фактически величина зазора оказывает непосредственное влияние на полноценную работу мотора.
Чтобы это понять, надо рассмотреть процессы, которые происходят в камере сгорания двигателя в момент, когда воспламеняется воздушно-топливная смесь от искры:
- В нем происходит сжатие смеси в цилиндре под воздействием поршня
- Топливно-воздушная смесь при этом уплотняется до предела
- Чтобы искра проходила успешно, нужна хорошая разность потенциалов, ведь смесь при сжимании становится очень плотной
- Современные бензиновые двигатели оснащены системой зажигания, которая исправно функционирует только при полной исправности всех ее элементов и механизмов
- Поскольку малейшее нарушение в этой отлаженной системе, такое как нагар на свечах зажигания , препятствует работе мотора на полную мощность
- Если произошло по естественным причинам увеличение зазора между электродами свечки, тогда может не хватить электрической мощности на пробитие искрой плотной смеси топлива и воздуха
- Естественно, повышенные затраты энергии на пробитие смеси уменьшает запал искры Его соответственно, может не хватать, чтобы своевременного воспламенить рабочую смесь
- В подавляющем большинстве случаев, происходит потеря мощности двигателя
- Изучив процесс работы автомобильных свечек, можно столкнуться с рядом неизвестных факторов
- Именно по этому на вопрос, «какие свечки надо применять на автомобиле?» следует однозначный ответ — оригинальные, предписанные заводом-изготовителем
- К тому же очень важна периодическая проверка, при этой проверке измеряется на ваз 21093 зазор в свечах и выставляется нужная величина
- Каждый производитель мотора, как правило, указывает необходимый зазор, которого надо придерживаться
Зазор между электродами измеряется здесь
- Кстати, многие водители с большим стажем, знающие устройство двигателя могут настраивать работу мотора, понемногу изменяя на ваз 21093 свечах зазор
- Следует помнить, что само состояние свечек (их загрязнение либо износ), так же как и некорректно выдержанный зазор, могут негативно отражаться на расходе горючего и уменьшать (снижать) вырабатываемую мощность двигателя
- При этом, увеличиваются нагрузки на коленвал и всю поршневую систему
- Выбрать правильно свечи поможет их маркировка, однако игнорировать рекомендации изготовителя автомобиля тоже не следует
- Стоит заметить, что современные модели моторов сильнее зависят от свечных зазоров, в отличие от старых моделей
- Это получается потому, что последние модификации моторов работают с максимально сжатыми топливно-воздушными смесями, именно от этого требования к зазорам настолько высоки
- Возможно, заняться правильным подбором свечек вас заставит простой пример:
- Нарушение зазора всего на две десятые доли миллиметра на четырех цилиндровом четырехтактном двух литровом восьми клапанном моторе приведет к повышению расхода бензина на четыре процента
- А потеря мощности будет составлять до пяти процентов
- Кстати, проверять и регулировать на ваз 21093 зазоры свечи можно самостоятельно, либо доверить эту процедуру специалистам
- Чтобы определить периодичности проверки и регулировки зазора вы можете воспользоваться либо советами опытных автомобилистов, либо рекомендациями производителей автомобилей
- Примерно такую профилактическую процедуру не помешает выполнять через каждые 15 тысяч километров пробега
Проверка и замена свечей
Для снятия и проверки, а так же замены в случае выявления поломки свечек на ваз 2109 -21099 действуйте в последовательности, которую предписывает инструкция:
- Отключаем провод клеммы «-» от аккумулятора
- Снимаем со свечек зажигания наконечники проводов подающих высокое напряжение
- Очищаем от грязи место вокруг свечки и саму свечку, чтобы при ее выкручивании в цилиндр(см.Когда замена цилиндра ВАЗ не нужна) не сыпалась грязь
Снимаем колпачки проводов со свечек
- Выкручиваем из головки блока свечи зажигания, фото прилагается
Специальным ключом выкручиваем свечки
- Осматриваем их снаружи
- Если повреждена резьба, на изоляторах имеются трещины, либо повреждены электроды, свечки придется заменить
- Светло-коричневый нагар, который равномерно покрывает нижнюю часть свечки тонким слоем можно не счищать, так как он никак не влияет на их работу
- А вот отсутствие нагара свидетельствует о работе мотора на сильно обедненной смеси, либо на двигателе неправильно выставлен угол опережения зажигания. Может быть, и несоответствие марки свечки типу двигателя
- Появление блестящего черного нагара на свечке означает попадание масла в цилиндр мотора
- Такой нагар необходимо обязательно счистить
- Проверяется на ваз 2109 зазор свечи (между электродами) исключительно круглым щупом
- Для машин модели ваз 2109-21099 имеющих карбюраторный двигатель зазор свечки необходим 0,7-0,85 миллиметра
- Для автомобилей модели ваз 2109-21099 имеющих инжекторный двигатель зазор свечки выставляем 1,00-1,13 миллиметра
- Если зазоры отличаются от указанных значений, отрегулируйте их, подгибая боковой (загнутый) электрод свечки
- При закручивании свечек зажигания обратно в двигатель заверните их сначала рукой, а лишь потом затягивайте ключом
- Рекомендуется не превышать момента затяжки, указанного в технических условиях автомобиля
- Опять виноваты свечи зажигания, несмотря на то, что проверка «пистолетом» говорит об исправности
- Причина кроется в том, что свечки со временем теряют свою герметичность, от этого нормально функционирующая на малых и средних оборотах свеча под высоким давлением в камере сгорания начинает давать пропуски зажигания
- Именно поэтому не рекомендуем использовать на автомобилях ваз 2109- 21099 свечки без замены более 15 тысяч километров
Зазор на новых свечах
Приобретая новый комплект, автовладельцы не задумываются о том, какой зазор на свечах зажигания и вкручивают их незамедлительно. Сейчас разрабатываются комплекты, совместимые с определенными марками машин. Большинство популярных иностранных изготовителей выпускают свечи с правильно выставленным зазором. Что касается российских производителей, то многие компании могут продавать свечи, находящиеся в одном комплекте, с разным электродным промежутком.
Поэтому от каждого потребителя зависит, какие свечи покупать. Главное при вскрытии упаковки оценить внешний вид, а именно отсутствие повреждений и точное расположение бокового электрода строго над центральным контактом.
Какой зазор на свечах правильный
Зазор свечей перед установкой на машину необходимо промерять. Минимально допустимое расстояние – 0.4 мм. Если зазор меньше, лучше приобрести другие свечи или быть готовым к тому, что зазор придется выставлять.
Самостоятельно дорабатывать свечи зажигания понравится не каждому, так как нужны инструменты. Так что лучше сразу взять более подходящее готовое изделие.
В целом, для разных авто оптимальный зазор следующий:
- для карбюратора и зажигания с трамблером зазоры на свечах зажигания 0.5-0.6 мм;
- для карбюраторного мотора с бесконтактным зажиганием зазор 0.7-0.8 мм;
- для инжектора зазор свечи 1-1.3 мм;
Фактически, чтобы понять, какой зазор должен быть в том или ином случае, зазор на свечах следует подбирать с учетом схемы зажигания на конкретном авто. Для мотора с карбюратором система зажигания работает с низким напряжением, искра слабее и расстояние между электродами должно быть меньше. В свою очередь, для инжектора допускается увеличение зазора до 1 мм и больше.
Немного о влиянии зазора на работу двигателя
Его величина напрямую влияет на искрообразование и работу мотора. Он может быть маленьким, большим и нормальным. Поговорим о каждом из них отдельно.
О маленьком зазоре. Такой промежуток между электродами может привести к перебоям в работе мотора из-за пропусков воспламенения рабочей смеси. Это связано с тем, что при таком промежутке искровой вспышке тяжело воспламенить смесь. Начинается дергание автомобиля, остановки мотора, заливание свечей бензином. Принято считать, что небольшим считается промежуток от 0,1 до 0,4 мм.
О большом искровом промежутке. Такой промежуток возникает в процессе эксплуатации двигателя из-за выгорания электродов. Уменьшаются в размерах оба электрода, центральный и боковой. Из-за увеличения расстояния между ними искра также теряет свою силу, становиться слабее, что также затрудняет воспламенение рабочей смеси. Бывают случаи, когда это приводит даже к выходу свечи из строя. Искра начинает искать короткий путь к боковому электроду и разрушает изолятор нижнего контакта.
При увеличенном расстоянии между электродами, нарушается самоочищение свечи, а это усложняет прохождение искры ещё больше. Это может привести к тому, что мотор будет невозможно запустить. Поэтому нужно периодически проверку зазора совмещать с очисткой свечей зажигания. Принято считать большим расстояние между электродами 1,3 мм. и больше.