Типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию
Типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию
Обществознание — это один из популярных предметов, который часто выбирают школьники в качестве дополнительного к русскому и математике на ЕГЭ. Он даёт неплохие перспективы для поступления в вузы и кажется относительно лёгким.
Вот эта мнимая лёгкость и приводит к типичным ошибкам на ЕГЭ по обществознанию, которые из года в год допускают участники единого государственного экзамена.
Какие ошибки на ЕГЭ по обществознанию чаще всего допускают выпускники российских школ и как их избежать — вы узнаете из статьи.
Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы получать полезные новости из мира образования первыми. И следите за акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Особенности экзамена
Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2020 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 302 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.
Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:
- Человек и Общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Всего за весь экзамен можно получить максимум 57 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 57. Здесь мы остановимся немного подробнее.
Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.
Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.
А значит, набрать этот балл не так-то просто. Только подумайте, сколько разных подтем есть в пяти блоках, которые включены в экзамен! Надо знать законы и философские течения, уметь сходу вспоминать имена ключевых социологов, политологов и философов, давать точные определения терминам… А еще уметь анализировать графики и рассуждать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Когда я готовлю своих учеников к ЕГЭ по обществознанию, мы обязательно разбираем все это. А еще учимся правильно оформлять ответы на вопросы и следовать всем критериям оценивания. И ни одно занятие не обходится без парочки полезных лайфхаков, которые помогут быстрее решить задание. Всему этому я могу научить и вас — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education!
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: советы учителей
Продолжаем серию материалов об эффективных способах подготовки к ЕГЭ. О том, как подойти в хорошей форме к экзамену по обществознанию, рассказывают преподаватели Александр Чернышев и Илья Демаков.
Александр Чернышев — учитель, репетитор по истории и обществознанию. Автор Youtube-канала, посвященного подготовке к экзамену по обществознанию и блога на ту же тему.
Не существует чудодейственной таблетки для подготовки к ЕГЭ
— До экзамена осталось совсем немного времени. Как эффективнее построить подготовку на этом этапе?
— Нет универсального варианта подготовки за два-три месяца до экзамена. Что делал ученик раньше? Если он не готовился, а сдавать собирается — это одно. А если готовится к экзамену уже продолжительное время — совсем другое. К сегодняшнему дню в школах уже написаны пробники: это значит, уже известно, на что можно рассчитывать, если бы экзамен состоялся сегодня. Если ученик не писал пробник, это обязательно надо сделать.
Если ученик готовится с начала учебного года, то в апреле мы обычно уже заканчиваем работу над темами кодификатора. Уже прорешены тематические тесты, по промежуточным тематическим диагностикам в формате демо-версии текущего года ученик уже видит динамику в результатах. Он знает, как выполнять задания с развернутым ответом. Поэтому в последние недели с этими учениками мы вооружаемся типовыми вариантами сборника заданий ФИПИ, увеличиваем балл за первую часть и оттачиваем формулировки в сложных заданиях второй части.
Но часто обращаются ученики, плохо написавшие пробник. К сожалению, в моей практике не было тех, кто в такой ситуации за три месяца кардинально улучшал результат. Хотя все зависит от мотивации и степени мобилизации. Здесь нужно понять, на чем можно выиграть: увидеть сильные стороны ученика, добиться правильного выполнения всех заданий, которые ему под силу.
— Как этого добиться?
— На ЕГЭ по обществознанию есть задания, которые заранее известны. Любой репетитор или учитель должен знать, что чаще проверяется на экзамене. Такие темы должны быть отработаны в первую очередь. В частности, типы обществ, формы государства, задания 10, 12, 14, 16. Заходим на «Решу ЕГЭ» и решаем их.
Но самое главное — работа с пособием или с учебником. Теорию нужно учить, в какое бы время ученик ни решил начать готовиться. Следует снова просмотреть кодификатор, карандашом отметить темы, которые вызывают сомнения. Я рекомендую пособия, которые предлагают сами разработчики КИМов из ФИПИ.
Не нужно устраивать гонку накануне ЕГЭ
— Как правильно распределить оставшееся время?
— Распределение времени — самая серьезная проблема. Я знаю, что многие берут репетиторов за три месяца до экзамена, потому что не могут элементарно заставить себя готовиться самостоятельно. Я сразу предупреждаю таких учеников: если заниматься только два часа в неделю в присутствии репетитора, это значит выбросить деньги на ветер.
Нужно, даже при наличии репетитора, чтобы ученик занимался каждый день, пусть по полчаса, но каждый день и сам. На помощь к нам приходит электронное обучение. Например, я записываю онлайн-уроки на своем канале и к каждому занятию пишу главу к своему интерактивному онлайн-учебнику обществознания. Все это находится в свободном доступе.
— Есть еще какие-то рекомендации?
— Я рекомендую вступать в открытые ЕГЭшные сообщества во «ВКонтакте», участвовать в бесплатных вебинарах от разных преподавателей и посещать онлайн-курсы по подготовке к экзамену.
Благодаря включению дистанционных форм обучения действительно можно в условиях цейтнота эффективно распределить свою работу хоть за год, хоть за три месяца до экзамена. Главное условие — самодисциплина ученика.
Но не нужно устраивать гонку накануне ЕГЭ. Советую своим ученикам перед экзаменом еще раз спокойно просмотреть свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повторить термины, найти удачные свои эссе. Говорю им: «Вы знаете типы заданий, не забыли, как оформлять ответы? Прочитайте еще раз инструкции по оформлению работы на ЕГЭ. Читайте справочник. Отдохните от тестов. Вы подсели на них? Заданий десятки тысяч. Жизни не хватит их всех решить. Но каждая ошибка в очередном варианте будут выбивать из колеи. Зачем это нужно перед экзаменом? Почему бы просто в охотку не почитать школьный учебник? С желанием, с интересом, без напряжения. Вы так редко обращались к нему в течение учебного года, правда? Иногда и зубрежка облегчает жизнь. Сосредоточьтесь на тех темах, которые с трудом вспоминаются и/или не были пройдены. Повторение — мать учения. Только не зубрите как бешеные. Запоминайте термины по принципу ассоциаций, ориентируйтесь на формулировки, которые вы встречали в КИМах. На экзамене, как в КВНе, иногда оказывается кстати вовремя употребленная домашняя заготовка».
Не гадай, какие задания будут на экзамене!
— С какими типами заданий чаще всего возникают сложности на экзамене? На что ученики не обращают внимание, а следовало бы?
— Мне лично очень досадно, когда ученики срывают задания, в которых нужно раскрывать значения понятий. Это такая серьезная потеря в баллах, зачастую на пустом месте! Нужно постоянно оттачивать формулировки: устного проговора определения понятия недостаточно. Нужно не лениться, записывать разные свои формулировки, анализировать, отбирать лучшие. Увы, ученики не любят это делать. Они очень зависимы от подсказок в первой части экзамена, поэтому вторая остается для многих проблемной. Поэтому так важно в оставшееся время сосредоточиться уже на нарешивании типовых вариантов ЕГЭ и больше времени посвящать выполнению заданий части второй.
— Какие рекомендации вы дали бы ученикам перед экзаменом?
— Своим ученикам я обычно говорю так. «Не пытайся угадать, какие будут задания на экзамене. Сложные или простые? Как на досрочном или на репетиционном тестировании? Да, экзамен — состояние неопределенности. Оно преодолевается знанием учебного материала. Мысль банальна, но в контексте экзаменов актуальна: «Знание — сила». Если ты учил курс, решал демоверсии, тесты и типовые варианты много и успешно — и тебе всегда хватало времени, чего бояться? На экзамене любое задание может стать узнаваемым. Просто будь внимательным. Составители заданий, как ни странно, твои союзники. В самих заданиях зачастую содержатся подсказки, нужные термины, примеры, указания, сколько должно быть ответов. Не пропусти их!».
Илья Демаков — преподаватель истории и обществознания. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России» в 2017 году. Член Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) РФ в созыве 2019-2021 гг. Работает в петербургской гимназии №116. Сайт.
— Как правильно построить самостоятельную подготовку к ЕГЭ по обществознанию? Как правильно понять, что именно нужно подтянуть, и каков наиболее эффективный алгоритм работы?
— Для самостоятельной подготовки необходимы, кроме обычных пособий и сборников, два типа материалов: книга для чтения и тренажер. Для экзамена по обществознанию, по своему опыту подготовки учеников, хорошо подходит как «Полный справочник по обществознанию» под редакцией П. А. Баранова и С. В. Шевченко любого места и года издания, так и книга А. М. Динаева «Обществознание» — здесь второе издание лучше первого. Я рекомендую для чтения одну из этих двух книг для чтения. Секрет работы с ними заключается в том, чтобы прочитать книгу несколько раз за время подготовки. И каждый следующий «прогон» должен быть интенсивнее предыдущего. Допустим, первый раз вы осилите книгу за месяц, значит, при повторном чтении вам надо будет уложить тот же объем в две недели. В качестве тренажера следует взять тематический сборник заданий (именно тематический, а не типовой) — в нем задания всех видов сгруппированы по учебным модулям.
— Какой, по вашему мнению, составлен удачней? И почему типовой плох?
— В типовом нет ничего плохого. Он ориентирован на другие задачи — с его помощью можно в целом освоиться со структурой экзамена, понять, как он устроен, какие вообще бывают типы заданий. Но если надо отработать само содержание курса обществознания, то нужен именно тематический сборник. В нем задания всех типов сгруппированы по модулям курса: экономика, политика, право и так далее. Наиболее сбалансированный тематический сборник составляют О. А. Котова и Т. Е. Лискова.
— С какими типами заданий или темами на ЕГЭ по обществознанию чаще всего возникают сложности?
— Основные трудности традиционно представляют задания, требующие комплексного применения навыков. Это последние два задания: план сложного типа и эссе.
— Как правильно писать эссе по обществознанию? Какие есть лайфхаки?
— Важнее всего понимать критерии — в этом главный лайфхак. Требуется не свободное рассуждение на заданную тему, но умеренный ответ, в котором эксперт сможет без затруднений найти все пункты по критериям. За значительный объем текста и его художественную ценность никто баллов не добавит — для этого просто нет критериев. Но важно и обратное — если ваш ответ будет по существу верен и ответит на все пункты критериев, но при этом в литературном отношении будет представлять собой аналог полицейского протокола, то оштрафовать вас также невозможно. Вывод — пересчитать количество элементов ответа и строго следовать им по принципу check-list. Элементов пять: краткий ответ (ясно выраженное личное мнение по выбранной теме-высказыванию), два аргумента, два примера.
— А что нужно обязательно иметь в виду, делая задание, предусматривающее план сложного типа? Как к нему подготовиться?
— План сложного типа, если упростить, это всего-навсего план с подпунктами. В отличие, например, от простого линейного плана, где пункты нумеруются подряд по возрастанию, такие хороши при анализе больших объемов текста, скажем, в курсе литературе. Подготовка заключается в том, чтобы выработать навык группировки материала: обозначайте основные вопросы внутри выбранной темы, а затем к каждому вопросу подбирайте детали.
ЕГЭ по обществознанию в 2021 году пройдет: в основной период – 15 июня (резервный день – 29 июня), в дополнительный период – 14 июля (резервный день – 17 июля). Полное расписание ЕГЭ-2021 смотрите здесь.
Инструкция: как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию всего за один месяц 📝
Единый государственный экзамен по обществознанию состоится 15 июня. Да-да, времени осталось крайне мало. Так что если ты все еще на стадии подготовки к подготовке, то советуем тебе врубать режим «турбо» и начинать качать мозг.
Мы посоветовались с преподавателями и узнали, что подготовиться к ЕГЭ за один месяц возможно. Как? Читай ниже 👇
Подготовиться к ЕГЭ по обществознанию за месяц действительно реально, но это зависит от накопленных за годы обучения знаний. Если знаний совсем нет, к сожалению, о высоких баллах думать не стоит. Но при грамотной подготовке можно смело рассчитывать на 60-70 баллов. Для этого нужно структурировано подойти к организации учебного процесса.
Анастасия Панкина
Создатель курсов подготовки к ЕГЭ «101 БАЛЛ»
Количество баллов будет зависеть от нескольких факторов:
Насколько глубоко и сильно давали предмет в школе;
Была ли практическая отработка в формате ЕГЭ;
Сможешь ли ты не волноваться перед и на экзамене;
Насколько хорошая у тебя память;
Какой вариант попадется (они равнозначные в целом, но у каждого свои сильные и слабые места).
С чего же начать?
Валерия Энгельс
Преподаватель в онлайн-школе по подготовке к ЕГЭ «Вебиум»
📝 Выбери литературу для подготовки
К поиску материалов надо подходить ответственно. Во-первых, нужно брать источники только из федерального перечня. Во-вторых, использовать несколько учебников, которые дополняют друг-друга. Например, можно использовать учебник и сборник Котовой и Лисковой, которые являются составительницами ЕГЭ. Благодаря чему на экзамене будут все знакомые формулировки. Дополнить эти материалы можно учебником Боголюбова.
Катерина Углева
Репетитор по истории и обществознанию
Разработчики ЕГЭ рекомендуют читать учебники О. А. Котовой, Т. Е. Лесковой, А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль, Е. Л. Рутковской, А. М. Динаева и С. А. Маркина. Для самостоятельной подготовки я рекомендую писать конспекты в виде таблиц или интеллектуальных карт. Это поможет систематизировать знания. Кроме того, нужно прочитать некоторые нормативно-правовые акты (фото ниже).
Есть темы, которые будут в любом варианте: спрос и предложение, основы конституционного строя России и полномочия органов государственной власти. Обрати на эти темы особое внимание.
Отдельно удели внимание подготовке к эссе. Даже если тебе сложно подобрать аргументы, обозначь проблему, которую поставил автор и напиши понятия по теме. За это можно получить три балла. Да, это не много, но за эссе можно получить всего 6 баллов.
📝 Решай демоварианты ЕГЭ
Валерия Энгельс советует начать подготовку с решения демовариантов ЕГЭ. Так ты поймешь, какие задания даются легче, чем другие, а каким темам нужно уделить больше внимания. Кроме того, если будешь знакома с форматом каждой части — сможешь грамотно распределить время на самом экзамене.
📝 Зайди на сайт ФИПИ
Лови лайфхак, о котором мало кто знает: на сайте ФИПИ есть методические рекомендации для выпускников и учителей, где очень подробно описано, как нужно и не нужно отвечать на вопросы второй части.
Виктор Медведев
руководитель онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя»
📝 Определи, чему стоит уделить больше времени
Виктор Медведев, руководитель онлайн-центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя», советует распечатать кодификатор по обществознанию, в котором 82 темы. Но основе своих ощущений расставь степень твоего владений темой напротив каждого пункта. Перед глазами появится наглядное отражение твоих сильных и слабых сторон — соответственно и понимания, какие разделы нуждаются в дополнительном повторении или углубленном изучении.
Так как на подготовку остался всего один месяц, распредели свое время правильно. Валерия Энгельс советует не изучать днями и ночами экологическое право, на ЕГЭ нужно знать только его основы, которые могут пригодиться в 28 задании. Лучше углубиться в более общие вещи, например, конституционное право. В этой сфере нужно следить за последними правками и изменениями законов, сейчас это особенно актуально.
Николай Ягодкин
Основатель центра образовательных технологий Advance
📝 Выучи все термины с помощью карточек
В обществознании много терминов и классификаций, которые нужно обязательно выучить с помощью карточек. Карточка — это небольшой листок из плотной бумаги в формате визитки. Возьми свой учебник и выпиши каждый термин на отдельную карточку. Напиши сам термин на одной стороне, а на другой — закодируй его определение, используя символы или схематичные рисунки.
📝 Привыкай работать на скорость
Готовиться к ЕГЭ нужно ежедневно, поддерживая высокий темп. Это будет мотивировать тебя. Отключи все уведомления на телефоне, поставь таймер, например на 30 минут, и учи или повторяй термины по карточкам. Таким образом у тебя сформируется навык, и ты научишься запоминать до 50 терминов за 1 час. Правильно повторяй материал. Когда все термины выучены, их нужно сохранить в памяти. Для этого используй алгоритм «воронка» — рассортируй все карточки с терминами на две части: те, которые вспоминаются легко и те, которые вспоминаются не сразу. Их нужно повторять чаще. Этот же алгоритм нужно использовать в процессе заучивания терминов. Когда все определения будут воспроизводиться моментально (автоматически), ты можешь не переживать о том, что забудешь их. Повторяя термины правильно, ты вспомнишь их даже через несколько лет.
Интервью с экспертом ЕГЭ по обществознанию. Советы абитуриентам 2022 года
Мы расспросили нашего преподавателя Елену Витальевну Саплину, старшего эксперта ЕГЭ, доцента кафедры гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования, обладателя грантов и почетного работника образования, чтобы узнать, что она думает о подготовке к ЕГЭ, выборе профессии и кому пригодится ЕГЭ по обществознанию.
Самый главный совет, который дают все для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, как всегда – как можно меньше волноваться. Если правильно готовиться и не переживать на экзамене, тогда результат будет очень хорошим.
1. Составьте таблицу тем, которые нужно повторить, каждый день маркером вычеркивайте те темы, которые готовы. Это очень мотивирует!
2. На экзамене начинайте работу с первого задания и постепенно двигайтесь вперёд. Таким образом, разомнется мозг, и в кармане уже будет определённое количество баллов. Если начать с самого сложного, можно просидеть добрую половину экзамена и просто не успеть выполнить первую часть. Будьте рациональны, спокойны и поступательны.
3. Писать стоит грамотно и четко, но не заумно. Чем проще пишете, тем меньше придирок будет со стороны проверяющего, плюс меньше шанс ошибиться в формулировке или запутаться. Тем самым вы предохраняете себя же от потери баллов ЕГЭ.
4. Опыт репетиторов говорит о том, что довольно часто ученики в заданиях с развернутым ответом начинают выписывать большие куски текста, которые школьник считает аргументом или искомой характеристикой, функцией. Это распространенная ошибка, чаще всего ответы такого рода бракуют или снижают балл. Важно найти 2-3 искомых аргумента и указать их без лишней воды, чтобы экзаменатор не разбирался в больших объемах. Коротко и по сути, любят именно такой подход, придраться будет не к чему.
На что обратить внимание при подготовке
Многие школьники недооценивают значимость подготовки: «Да общество — это про жизнь. Сдам как-нибудь». На самом деле для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию нужно разбираться в политике, истории, экономике, культурологи, психологии, философии, праве. Этот предмет только кажется простым.
На что же обратить особое внимание при подготовке:
- Графики. В 10 задании первого раздела проверяются знания по экономике: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.
- Диаграммы и статистика. В 12 задании первой части выпускнику нужно изучить представленные данные и выбрать верные суждения (выводы) из предложенных.
- Нормативно-правовая база и структура органов власти. В 14 задании представлен вопрос на проверку знаний органов государственной власти или федеративного устройства РФ. В 16 задаче проверяется знание Конституции РФ, прав и свобод человека.
- Терминологический аппарат науки. В 20 задании первого раздела школьнику дается текст с пропущенными словами и список терминов, которыми и нужно заполнить пропуски.
- Работа с текстом (задания с 21 по 24 второго раздела). Отвечая, нужно опираться не только на свои знания, но и на текст в тестовых материалах.
- Научные определения. В 25 задаче второго раздела нужно дать определение представленному понятию и составить с ним два осмысленных, развернутых и достоверных предложения. Это должны быть реальные факты, а не вымысел.
- Разработка плана. В 28 задаче второго раздела нужно тезисно и достоверно раскрыть тему, указанную в задаче. При этом должно быть минимум 3 основных пункта, из которых хотя бы 2 содержат еще и подпункты.
Особенно важно кратко, но по существу оформлять ответы. Не стоит записывать в бланк «портянку» текста и надеяться, что проверяющий сам выберет нужные слова. Лучше на черновике зафиксировать все свои рассуждения, а в чистовик записать суть.
А также важно внимательно читать задания. Например, если нужно записать ответ двумя предложениями, то недопустимо объединять две мысли в одно предложение или растягивать на три и больше.
О чем еще важно помнить? Не усложняйте ответ. Если от вас не требуют записать конкретные термины, понятия и определения, то отвечайте как можно проще. Оценивается правильность, а не формулировка.
Каким разделам уделить особое внимание
Задачи с 1 по 3 первого раздела проверяют базовые знания о человеке как биосоциальном существе, этапах и факторах социализации личности, закономерностях и тенденциях развития общества, основных социальных институтах и процессах.
Во втором разделе проверяется знание основ ряда наук. Эссе (29 задача второго раздела) пишется по одному из предложенных высказываний известных людей. Цитаты меняются, но разделы для выбора неизменны: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Выпускник сам выбирает раздел.
План подготовки
ФИПИ рекомендуют выпускникам готовиться по следующему плану:
Как написать эссе по обществознанию
В задание 29 необходимо выбрать одно из пяти предложенных высказываний и на его основе написать небольшое сочинение, объём которого в критериях не указан.
Из пяти представленных тем нужно выбрать только одну.
Внимательно прочитайте все высказывания; выделите в каждом главную идею; подумайте, для какого из них вы сможете быстрее всего подобрать аргументы; выпишите высказывание на отдельном листе бумаге и сосредоточьтесь только на нём.
Первый критерий: «Раскрытие смысла высказывания»
Самым главным при выставлении оценки является первый критерий: «Раскрытие смысла высказывания», не выполнив его, можно получить 0 баллов за всё решение.
Когда вы поняли, о чём идёт речь в высказывании, нужно сформулировать основную идею в одном‑двух предложениях и представить её в самом начале сочинения. Не стоит прятать формулировку идеи в середину, если эксперт не сможет её найти – он сразу поставит 0 баллов.
Второй критерий: «Теоретическое содержание мини‑сочинения»
Соблюсти данный критерий позволит только хорошее знание теории из школьного курса обществознания. Здесь пригодится словарь с определениями и идеями, в который вы выпишите все главные понятия курса.
В соответствии с записанной в первом абзаце основной идеей высказывания, нужно привести несколько понятий, теоретических положение, рассуждений и выводов. Теоретические компоненты обязательно должны быть связаны друг с другом, помогут в этом средства русского литературного языка: метафоры, сравнения, аналогии.
Третий критерий: «Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов»
В приведенных выше высказываниях не должно быть фактических ошибок, для этого нужно хорошо изучить теорию по курсу.
Четвёртый критерий: «Качество приводимых фактов и примеров»
В этом критерии тему сочинения нужно проиллюстрировать двумя аргументами из разных источников: из учебных предметов – истории, географии, литературы; статьи и сообщения СМИ, происшествия общественной жизни и собственного опыта. Если оба аргумента будут происходить из одного источника, например, из личных наблюдений, засчитан будет только один балл.
Прочитайте удачные примеры сочинений прошлого года, чтобы сориентироваться в том, как должна выглядеть структура отличного сочинения. Далее вы можете ориентироваться на форму такого сочинения в своём варианте.
Осталось полгода до ЕГЭ по обществознанию. Успеть подучиться за оставшееся время можно как самостоятельно, так и на курсах по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Выпускники, будете сдавать обществознание? Почему выбрали именно этот предмет?