Автомобильные двигатели на базе ЗМЗ
Автомобильные двигатели на базе ЗМЗ 402.10
ЗМЗ-402 -семейство бензиновых 4-цилиндровых автомобильных двигателей, производства ОАО «Заволжский моторный завод». Модернизированный вариант ЗМЗ-24, в свою очередь созданного на базе ЗМЗ-21.
Данное семейство двигателей использовалось на автомобилях Горьковского автозавода, таких как: «Волга-2410», «Волга-3102», «-31029», «Волга-3110» и «ГАЗель».
Четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения с электронным зажиганием (используется коммутатор). Интересной особенностью является наличие маслорадиатора.
Базовый двигатель семейства ЗМЗ-402.10 в заводской комплектации использовал бензин с октановым числом 92, но варианты для такси (ЗМЗ-4021.10) и «Газелей» были рассчитаны на топливо с октановым числом 80 (76 по моторному методу определения октанового числа).
Конструкция в значительной степени архаична и не претерпела серьёзных изменений с 50-х годов. Используется коромысло-штанговый ГРМ с нижним расположением распределительного вала (OHV), схема, считавшаяся морально устаревшей даже в СССР уже в 70-е годы по причине высокой массы деталей ГРМ, приводящей к недостижимости высоких оборотов.
Преимущество двигателя состояло в том, что он был прост в устройстве и обслуживании, неприхотлив, и способным выдерживать такие перегрузки, от которых, подчас другой двигатель быстро вышел бы из строя (перегрев, работа в повышенной нагрузке и т.п.). Простота устройства давала возможность проводить сложный ,но не капитальный ремонт двигателя в обычной мастерской, разумеется, при условии выдерживания всех требований завода — изготовителя. Надежность двигателя, в сочетании с его простотой, стали предпосылками к тому, что несмотря на то, что он был разработан много лет назад, находится в эксплуатации и по настоящее время. Помимо преимуществ у двигателя имелись также и недостатки. Один из таковых известен каждому автолюбителю, который когда-либо эксплуатировал автомобиль с таким двигателем — это задний сальник коленчатого вала, представляющий собой обычную набивку (веревка, пропитанная графитовой специальной смазкой). Если двигатель эксплуатировался в бережном режиме, и число его оборотов не превышало 2000 — 2500 в минуту, то набивка более или менее выдерживала, но при эксплуатации свыше 3000 об/мин она быстро теряла свои свойства, и двигатель начинал выгонять масло. ещё одной проблемой стало несовершенство проработки геометрической конфигурации газопроводов от карбюратора к ГБЦ. В результате при закрытой дроссельной заслонке карбюратора в цилиндры подавалось неравномерное количество смеси и двигатель дергался на холостых оборотах. Автолюбители старались свести такие дерганья к минимуму: наиболее ответственно относящиеся к этому обычно поддерживали необходимый зазор в клапанах на постоянном уровне, меняли свечи зажигания на более современные и надёжные, а также замене подвергались коммутатор и катушка зажигания — обычно использовались компоненты от двигателей автомобилей семейства «ВАЗ»
К семейству ЗМЗ-402.10 относятся карбюраторные, бензиновые двигатели с рядным расположением цилиндров и алюминиевым блоком.
Для уменьшения загрязнения окружающей среды двигатели оборудованы системой рецеркуляции отработавших газов (СРОГ).
Двигатели ЗМЗ-402.10 и ЗМЗ-4021.10 предназначены для установки на легковые автомобили среднего класса типа «Волга», микроавтобусы, автомобили повышенной проходимости Ульяновского автозавода.
Двигатели ЗМЗ-4025.10 и ЗМЗ-4026.10 предназначены для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности типа «Газель» и микроавтобусы.
Технические характеристики двигателя ГАЗ 21
Так как двигатель Газ 21 имеет несколько модификаций, то технические характеристики будут даны для каждого в отдельности. Движок был изготовлен на базе известного в те годы мотора от компании Форд. По конструкции схож со следующими двигателями:
- Шевролет 210 Делюкс;
- Плимут Савой;
- Опель Капитан.
Газ Волга 21 получил широкое распространение в Европе. Объем двигателя почти все моторы данной модели имели двух с половиной кубовый. Жизненный ресурс двигателя отличался долголетием.
Внимание! Когда говорят о силовом агрегате Газ Волга 21 или просто Газ 21, то подразумевают мотор марки ЗМЗ 21. Первые модификации были оснащены цепной передачей. Занимался разработкой Горьковский автозавод, а в пятьдесят девятом его стали выпускать на заводе в Заволжье.
Теперь глянем на технические характеристики всех модификаций ЗМЗ 21.
ГАЗ 21Б
Параметр | Значение |
Вид ЗМЗ 21 | Рядный |
Впрыск | Карбюраторный |
Объем 21 б | 2,4 л |
Мощь | 65 лошадок |
Клапаны | 8 |
Диаметр цилиндра в мм | 88 |
Расход на 100 км | 13 л |
По конструкции этот двигатель ничем не отличается от ЗМЗ 402. Так произошло потому, что двадцать первый является прародителем четыреста второго. Но все же некоторые отличия есть. Например, помпа охлаждения устанавливалась на головку цилиндра, а сама ГБЦ была меньше современного.
Похожая статья Какой двигатель подойдет на ВАЗ 2106
ЗМЗ 21 21А
Параметр | Значение |
Вид ЗМЗ 21 | Рядный |
Впрыск | Карбюраторный |
Объем | 2,5 л |
Мощь | 76 лошадок |
Клапаны | 8 |
Диаметр цилиндра в мм | 92 |
Расход на 100 км | 13 л |
Как видно из данной таблицы, технические характеристики 21 а мотора никак особо не изменились. Инженеры усовершенствовали только размеры цилиндров, увеличив их. Соответственно увеличилась и мощь силового агрегата.
БЦ у движка литой с гильзами мокрого типа. Система охлаждения мотора жидкостная с принудительной циркуляцией. Алюминиевые поршни имеют палец со смещенным отверстием. Это сделано для того, чтобы снизить шумность движка. Отверстие смещенно на 1,5 мм вправо от центра.
ЗМЗ 21Е 21Д
Параметр | Значение |
Вид ЗМЗ 21 | Рядный |
Впрыск | Карбюраторный |
Объем | 2,5 л |
Мощь | 85 лошадок |
Клапаны | 8 |
Диаметр цилиндра в мм | 95 |
Расход на 100 км | 13 л |
Эта модификация мотора была последней, которые выпускались для СССР. Остальные изготавливались как экспортный вариант. Среди них были следующие модели:
- Rover;
- Indendor XDP 4.90;
- Perkins.
Эти модели являлись дизельными. Жизненный ресурс достигал 300 тысяч километров. Система впрыска была уже другой в отличие от бензинового. Здесь поступлением дизеля в камеру сгорания управлял ТНВД.
Вся Европа была завалена подобными движками. Но самое большое количество двигателей Газ 21 получила Бельгия.
По документам техническое обслуживание движков этой модели следовало проводить через каждые 12 тысяч километров, а дизельных вариантов – через 8 тысяч км. При подобном обслуживании при чем регулярном, мотор мог ходить без капитального ремонта больше 300 тысяч километров.
Внимание! Сейчас редко у кого можно встретить данный тип силового агрегата. В основном встречаются модифицированные, улучшенные, но все же изготовленные на этой базе моделей движки.
Отзывы на двигатель, плюсы и минусы
Многие из автовладельцев жалуются на частые неисправности двигателя Газ 21. Вот некоторые из поломок, которые ремонтируют:
Похожая статья Технические характеристики двигателя ГАЗ 52
- протечка сальника. Половина движков модификации Газ 21 имеет течь заднего сальника;
- быстро изнашиваются направляющие выпускные клапаны;
- износ латунных втулок шатуна;
- кулачки распределительного вала тоже недолговечны.
На эти и некоторые другие поломки жалуются автовладельцы опытным мастерам. Поэтому двигатель стараются дорабатывать самостоятельно народные умельцы.
Например, вот, что делают опытные механики по заказу:
- растачивают цилиндры до 92 мм;
- устанавливают новый коленвал;
- ставят облегченный клапанный механизм.
Из плюсов выделяют высокие характеристики двигателя. Ведь большая часть силовых агрегатов служила более тридцати лет. Исправно ходят эти двигатели и сейчас, только доработанные.
Например, чтобы не перегревался движок, устанавливают электровентилятор. Для того чтобы мотор соответствовал современным эконормам, устанавливают специальные выхлопные трубы. Возможностей усовершенствования на самом деле много. Главное правильно все сделать. Так как например, при сильной расточке трескаются цилиндры. В этом случае мотор придется выкидывать на свалку.
Из преимуществ выделяется простота ремонта и технического обслуживания. В гаражных условиях обычный автовладелец сможет самостоятельно заменить масляные и топливные фильтры, помпу охлаждения, поменять масло.
Однако капитальный ремонт опытные механики рекомендуют проводить в сервис-центре по ремонту автомашин и двигателей.
Благодаря долголетию эти двигатели используют на ретро-автомобилях на показах и выставках, посвященных старым маркам транспортных средств. Подобные машины подросли в цене за последние годы, потому что очень много коллекционеров, которые желают заполучить один из таких раритетов себе в гараж.
Единственным вопросом остается один: насколько оригинальным является движок, который установлен в подобных раритетах. Все-таки года изрядно подъели мотор и без переделок здесь не обойтись.
Ответы (1)
Российская Волга (ГАЗ 3110) оснащалась одним из трех двигателей. Это дизельный с турбонаддувом 2,1 литра (95 и 110 л.с.), бензиновый с карбюратором 2,4 литра (81 и 90 сил), и более современным инжекторным 2,3 л (131 и 150 сил).
Названия моторов. Карбюраторный двигатель имел индекс ЗМЗ-402 и выпускался еще с 1958-го года . Из плюсов можно отметить простую конструкцию, из минусов — большой расход топлива и частые поломки и старые устаревшие технологии. Этот двигатель устанавливался еще на Волгу 24.
Более современный двигатель ЗМЗ-406 с распределенным впрыском топлива (инжектор) выпускался с 1997 года отличается более современной конструкцией, меньшим расходом топлива и большей производительностью, тяговитостью. Динамика мотора с механической коробкой передач — разгон с нуля до сотни занимает 13,5 сек, максимальная скорость 175 км/ч.
Турбодизельный мотор выпускался малыми объемами и не был популярным на Волгах. Выпускалось таких Волг не более 150 штук в год. Из плюсов можно отметить низкий расход топлива — до 7,1—8,5 л на 100 км пробега.