Двигатель ЯМЗ-236М2: особенности, применения, характеристики
Двигатель ЯМЗ-236М2: особенности, применения, характеристики
Атмосферный дизельный двигатель ЯМЗ-236М2 имеет рабочий объем 11,15 л, и мощность 180 л.с . Соответствуют нормативам по экологии Евро-0 . Производитель — ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод). Выпускается с 1988 года в различных комплектациях , в том числе может комплектоваться механизмом гашения крутильных колебаний и отбора мощности, жидкостно-масляным теплообменником. Необходимо отметить, что его можно приобрести как в комплекте с коробками передач, так и без них, а также провести ремонт дизельных двигателей в наших дизель центрах.
Устройство
Двигатель ЯМЗ-236М2 оснащается 6-тью цилиндрами с V-образным расположением под углом 90 градусов, размерность D?S=130?140 мм. Дизель является четырехтактным, воспламеняется от сжатия, обладает непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением.
В систему питания входит рядный механический ТНВД с расчётом одна насосная секция на цилиндр. Привод ТНВД с центробежной муфтой с авторегулированием опережения впрыска топлива. Размещён в развале блока цилиндров.
В дизеле применён клапанный механизм OHV, предусматривающий по 2 клапана на цилиндр. Штанги оснащены роликовыми толкателями. Расположение шатунных шеек коленчатого вала под углом120°обеспечивает вспышки через каждые 90 и 150 градусов.
Гильзы цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна, а распределительный и коленчатый вал изготовлены из стали, методом штамповки. Поршни отлиты из алюминиевого сплава (высококремнистого).
Модель | ЯМЗ-236 М2 | ЯМЗ-236 М2-1 | |
---|---|---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 214 (157) | ||
Сцепление | ЯМЗ-236К | — | ЯМЗ-236К |
КПП | ЯМЗ-236П | — | ЯМЗ-236П |
Габариты, мм | 1840?1040?1070 | 1020?1040?1220 | 1840?1040?1070 |
Масса, кг | 1205 | 890 | 1205 |
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | ||
Применяемость | Самоходные краны КС-4372в, КС-5871 (ООО «ПО Юрмаш», Юрга) — в запчасти | Судовые двигатели (ОАО «Богородский машзавод»), судовые дизель-редукторные агрегаты (ЗАО «Тюмень-судокомплект») — в запчасти | Автомобили, шасси МАЗ-53371, МАЗ-53371-020, МАЗ-53371-031, МАЗ-5337; самосвал МАЗ-5551; седельные тягачи МАЗ-54331, МАЗ-543208; лесовозы МАЗ-54341 — в запчасти |
Модель | ЯМЗ-236 М2-2 | ЯМЗ-236М 2-4 | |
---|---|---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 1214 (157) | ||
Сцепление | ЯМЗ-236К | ЯМЗ-236К | — |
КПП | — | ЯМЗ-236У | — |
Габариты, мм | 1135?1040?1220 | 1840?980?1110 | 1020?980?1110 |
Масса, кг | 960 | 1185 | 890 |
Генератор, модель | 1702.3771 | 1702.3771 | |
Применяемость | Автомобили, шасси «Урал-432067», «Урал-432007-10»; самосвал «Урал-5557-10» и их модификации; дрезины АГМС (ДГУП «ПМЗ», Пермь); Компрессорные станции ПВ-Ю/8М1, НВ-Ю/8М2 (ОАО «Машзавод», Чита) | Автогрейдер А120, погрузчик В138, бульдозер ТС-10 «Добрыня» (ЗАО «ЧСДМ», Челябинск); Автомобили «Урал» — в запчасти; дрезины АГМС (ДГУП «ПМЗ», Пермь) | Компрессорные станции ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2 (ОАО «Машзавод», Чита); фронтальный погрузчик В138, бульдозер ТС-10 «Добрыня» (ЗАО «ЧСДМ») |
Модель | ЯМЗ-236М2-7 | ЯМЗ-236М2-15 | ЯМЗ-236М2-19 | ЯМЗ-236М2-26 |
---|---|---|---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 214 (157) | 227 (167)* | ||
Сцепление | — | — | ЯМЗ-181 | — |
КПП | — | — | ЯМЗ-236У5 | — |
Габариты, мм | 1020?1040?1220 | 1840?980?1110 | 1020?1040?1110 | |
Масса, кг | 895 | 1160 | 890 | |
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | 1322.3771 | 1702.3771 | 1322.3771 или Г273 В2 |
Применяемость | Электростанции и электроагрегаты АД60, ЭД60 мощностью 60 кВт (ОАО «Электроагрегат», Курск); дизель-генераторные установки (ЗАО «Тюмень-судокомплект»); экскаватор ЕТ-26 (ООО «ЭЗ «Ковровец») | В запчасти для экскаваторов ЕК-270, ЕК-2701.С (ОАО «МК «КРАНЭКС», Иваново) выпуска до 01.01.02 | Автомобили «Урал-43206», «Урал-4320-10» с обеспечением бродоходимости 1,2 м — в запчасти | Экскаватор ЭЗО (ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», Н. Тагил) |
Модель | ЯМЗ-236М2-28 | ЯМЗ-236М2-31 | ЯМЗ-236М2-32 | ЯМЗ-236М2-33 |
---|---|---|---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 227 (167)* | 214 (157) | 227 (167)* | 214 (157) |
Сцепление | ЯМЗ-236К | ЯМЗ-181 | — | ЯМЗ-236К |
КПП | — | ЯМЗ-236УЗ | — | ЯМЗ-236У4 |
Габариты, мм | 1130?1040?1070 | 1840?980?1110 | 1020?1040?1220 | 1840?980?1110 |
Масса, кг | 985 | 1160 | 890 | 1185 |
Генератор, модель | 1322.3771 или Г273 В2 | 1702.3771 | 1322.3771 или Г273 В2 | 1702.3771 |
Применяемость | Экскаватор ЭО-5119 (ОАО «ЭКСКО», Кострома); дорожные катки ДУ-84, ДУ-85, ДУ-85-1, ДУ-101 (ЗАО «Раскат», Рыбинск) | Автомобили, шасси «Урал-43206», «Урал-4320-10»; самосвал «Урал-5557-10» и их модификации | Экскаватор ЕК-270-05 (ОАО «МК КРАНЭКС», Иваново) | Автомобиль «Урал-4320-10» с обеспечением бродоходимости 1,2 м |
Модель | ЯМЗ-236М2-39 | ЯМЗ-236М2-41 | ЯМЗ-236М2-48 | ЯМЗ-236М2-52 |
---|---|---|---|---|
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 214 (157) | |||
Сцепление | ЯМЗ-236У5 | ЯМЗ-236КМ | — | ЯМЗ-181-15 |
КПП | ЯМЗ-236К | ЯМЗ-236У1 | — | ЯМЗ-2361-58 |
Габариты, мм | 1845?980?1110 | 1840?980?1110 | 1020?1040?1220 | 1845?980?1110 |
Масса, кг | 1185 | 895 | 1185 | |
Генератор, модель | 1702.3771 | 1322.3771 или Г273 В2 | 1702.3771 | |
Применяемость | Автомобиль «Урал-43206» с обеспечением бродоходимости 1,7 м | Автомобили, шасси «Урал-432067», «Урал-432007-10», самосвалы «Урал-5557-10» и их модификации | Дизельные электростанции АД-60 мощностью 60 кВт производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) | Автомобили «Урал-43206» (брод 1,7 м) |
Применение
Дизель ЯМЗ-236М2 используется массово, благодаря свой неприхотливости, хорошим мощностным качествам и возможности эксплуатироваться в различных климатических условиях. Широкий диапазон комплектаций позволяет устанавливать его на технику различного назначения:
- автомобили МАЗ и Урал,
- городские автобусы МАРЗ и АМАЗ,
- бульдозеры и экскаваторы,
- автогрейдеры, дорожные катки и погрузчики,
- самоходные краны,
- судовые двигатели и агрегаты,
- ж/д путевые машины,
- сельско-хозяйственная техника,
- дизель-генераторы, компрессорные и электростанции.
Надёжность данного двигателя позволяет использовать его в армейских и пожарных автомобилях, в бензовозах и лесовозах. ЯМЗ-236М2 востребован в качестве замены для устаревших штатных двигателей других производителей. Двигатели ЯМЗ-236М2 в любых комплектациях показывают отличную работоспособность даже при эксплуатации в самом неблагоприятном климате.
Интересный факт: В 2012 году автомобиль «Урал-43206», оснащённый двигателем ЯМЗ-236М2, был выбран полярниками для использования на научной базе «Artigas». За прошедшее время он отлично показал себя в суровых условиях Южного полюса, где присутствуют крайне низкие температуры, сильные снегопады и ветра. При этом полная масса машины составляет 12,1 т., масса перевозимого груза — более 4-х тонн, а полная масса буксируемого прицепа может достигать 7 тонн. Мощности ЯМЗ-236М2 достаточно, чтобы такой автомобиль спокойно преодолел брод глубиной до 1,75 метра и подъем до 58 градусов, максимальная скорость до 90 км/ч.
Важнейшим преимуществом этих дизелей является лёгкость техобслуживания и высокая ремонтопригодность, а также возможность исключительно быстрого ввода в эксплуатацию.
Начало
Рождение силовой установки началось в пятидесятые года прошлого века. Завод в Ярославле получил заказ государства на создание мощных дизельных агрегатов. Перед конструкторами поставлена задача, разработать универсальный двигатель с возможностью использования на автомобилях, тракторах и для других нужд.
За разработку установки взялся талантливый конструктор, и учёный Чернышев Г.Д. Под его руководством началась история прославленного двигателя ЯМЗ 236 и другие серии дизельных агрегатов. Благодаря курсу на массовый переход с бензина на дизель, силовой агрегат быстро распространился по всей территории Советского Союза. Новый агрегат был экономичным, надёжным, простым в обслуживании. Установка ценилась за доступность в плане цены на запасные части и повышенный ресурс, который позволял преодолевать по 500000км пробега.
Чернышев Георгий Дмитриевич (1923-1999 года жизни) разработчик ЯМЗ 236:
Устройство двигателя
Все дизельные двигатели ЯМЗ, входящие в семейство 236/238, конструктивно идентичны.
Блок цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна с V-образным расположением цилиндров.
В связи с тем, что на одной шейке коленчатого вала размещается два шатуна (отдельно для каждого ряда цилиндров). При этом правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм.
- Посадочные места под вкладыши коренных подшипников растачиваются вместе с крышками, поэтому последние устанавливаются в строго определенном положении и имеют соответствующую маркировку.
- Гильзы цилиндров отливаются из чугуна специального сорта. Сверху гильзы уплотняются прокладкой головки блока цилиндров, а снизу – резиновыми кольцами.
- Коленвал силовых агрегатов изготавливается из стали методом горячей штамповки. Для двигателя ЯМЗ 236 коленвал выполняется с тремя шатунными шейками и четырьмя коренными опорами. Двигатель ЯМЗ 238 оснащается коленвалом с четырьмя шатунными шейками и пятью коренными опорами.
- Головка блока цилиндров отливается из того же материала, что и сам блок. Для отвода тепла от головки блока используется водяная рубашка, которая сообщается с водяной рубашкой основного блока. Стык головки и блока уплотняется резиновой прокладкой.
- Механизм газораспределения двигателей – верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Сам вал расположен в развале блока цилиндров. Выполнен он из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками.
- Клапана газораспределительного механизма вместе с пружинами, толкателями и форсунками расположены в головке блока цилиндров. Седла клапанов изготавливаются из жаропрочного сплава и затем запрессовываются в специальные гнезда.
Аналогичным образом устроен и двигатель серии ЯМЗ 240, который представляет собой спаренный ЯМЗ 236. Базовым среди его многочисленных модификаций, мощность которых находится в диапазоне от 360 до 800 л. с., считается мотор ЯМЗ 240 М2, устанавливаемый на 30-ти тонные карьерные самосвалы БелАЗ 7540.
Среди силовых агрегатов этой серии особой популярностью пользуется форсированный турбонаддувом мотор ЯМЗ 240 НМ2, предназначенный для установки на 42-х тонные самосвалы БелАЗ 7547.
Этапы установки двигателя ЯМЗ на грузовой автомобиль:
Боковое крепление двигателя ЯМЗ и крепление КПП
Крепление КПП (КАМАЗ)
ПРИМЕЧАНИЕ: Задние кронштейны двигателя устанавливаются на раме на штатные места, отверстия под подушки в балке высверливаются по месту. В отдельных случаях все крепления сдвигаются вперед.
2. Система питания. Монтаж выпускной системы
Патрубок водяного насоса и подключение радиатора
3. Механизм переключения передач и коробка передач. Установка механизма переключения передач
МПП вниз (для типов: бортовой автомобиль, грузовик-контейнер, самосвал)
Пластина под МПП (для КПП-15 КАМАЗ)
4. Сцепление. Крепление ПГУ на КПП-15 КАМАЗ (стыковка ч/з картера) для сцепления ЯМЗ
5. Рулевое управление. Крепление насоса ГУР КАМАЗ
ПРИМЕЧАНИЕ: Для изменения направления вращения шкива ротор-статор насоса ГУР разворачивается в противоположное направление. Подшипник ставится закрытый.
6. Элементы установки кабины. Передний кронштейн кабины служит как проставка под заводской. Удлинняется рулевой кардан.
Задний кронштейн кабины устанавливается взамен заводского.
Устанавливается пластина отвода кабины (для КАМАЗ Евро)
Ролик проставочный для кронштейна кабины
Заключительным этапом работ по установке двигателя ЯМЗ является стыковка двигателя и коробки переключения передач у автомобиля.
Нажимая кнопку «Заказать», я даю свое согласие на обработку персональных данных
- Каталог автомобилей КамАЗ
- Каталог автомобилей МАЗ
- Доработка авто
г. Набережные Челны, Транспортный проезд 2
2000-2020 © ООО “Камтрейд” продажа автомобилей КамАЗ, МАЗ
Мы Вам перезвоним
Нажимая кнопку «Заказать», я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регулировка двигателя
Для надёжной работы агрегата на протяжении срока службы, технику обслуживают и меняют расходные материалы. Прежде, рекомендуется изучить схему мотора, что бы в точности знать место положения и настройки главных узлов. Демонтаж, разборка, сборка тяговой установки вне гаражных условий проблематична, поскольку дизели нуждаются в соблюдении чистоты. Настраивать и регулировать аппарат можно, но для этого используют специальное оборудование или стенды, к таким процедурам относят: