Работа стеклоочистителей на ниве
Работа стеклоочистителей на ниве
6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла;
7 – условная нумерация штекеров в колодке переключателя;
8 – реле очистителя ветрового стекла;
9 – условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя ветрового стекла.
Стеклоочиститель состоит из моторедуктора, рычагов и щёток ("дворников"). Электродвигатель очистителя – двухщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, односкоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель. (неисправности стеклоочистителя)
Щётки стеклоочистителя
Длина щёток ("дворников") переднего стеклоочистителя (как левой, так и правой) составляет 330 мм
Длина щётки заднего стеклоочистителя (стекла двери багажника) – 305 мм.
(подробнее о заднем стеклоочистителе)
"Дворники" нужно периодичеси промывать по тёплой водой с мылом, для обеспечения их качественной работы. При ухудшении качества очистки стекла – замените щётки.
Для этого поднимите рычаг со щёткой от стекла.
Нажав на фиксатор, снимите щётку с поводка рычага.
Аналогично делается и на остальных щётках.
Техническая характеристика моторедуктора стеклоочистителя
Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора при напряжении питания 14 В и температуре окружающей среды (25±10)°С, Н.м (кгс.м)
Очиститель имеет два режима работы – постоянный и прерывистый; они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим работы обеспечивается реле типа РС-514 , прикрепленным двумя гайками к передней левой боковине (замена реле стеклоочистителя). Реле должно обеспечивать 9–17 включений электродвигателя в минуту при температуре от –20 до 50°С и напряжении питания 10 В. (При включении стеклоочистителя в прерывистом режиме щетки могут сделать до четырех непрерывных двойных ходов.) Сопротивление обмотки электромагнита реле – (66±2) Ом, обмотки прерывателя – (23±1) Ом.
Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым. Погнутые рычаги выправляют, при износе шарниров – заменяют.
Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов. (неисправности стеклоомывателя)
Омыватель включается оттягиванием на себя правого подрулевого переключателя (нефиксированное положение). При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской или тонкой иглой.
Видео
Многие владельцы автомобилей ВАЗ Нива-21213 и 21214 сталкивались с проблемой, когда дворники (стеклоочиститель) не работают, как полагается, то есть с очень медленной скоростью. Система стеклоочистителя функционирует в двух рабочих режимах: постоянном и прерывистом.
Однако же на прочих авто, к примеру, Москвич 2141 либо ВАЗ 2108, либо на моделях современного производства присутствует моторедуктор, обладающий тремя рабочими скоростями: постоянной медленной, прерывистой и постоянной быстрой.
По нашему мнению для автомобилей ВАЗ Нива версий 21213 и 21214 такая система является большим недостатком, так как во время сильного дождя дворники работают с большим трудом.
Было решено провести модернизацию привода стеклоочистителя путём интегрирования в него более мощного и более быстрого редуктора от Москвича 2141 (обычно подобной системой оснащают ВАЗ версии 2108). После проведения измерений в Ниве оказалось понятно, что обновлённый моторедуктор расположить на штатной трапеции стеклоочистителя не станет трудоёмкой задачей.
Дворники и форсунки омывателя НИВА
Взамен старых струйных, которые откровенно достали своим отвратительным качеством. Одна форсунка просто развалилась на куски, и я пол дороги ехал с наполовину залепленным грязью стеклом.
Правда, эти веерные форсунки в штатные места не поставишь, но не беда, у меня ведь теперь есть «правильная» ноздря на капоте, в которую теперь грех не поставить «правильные» форсунки, что я и сделал.
шланчик спрятал в усилитель капота
Чтобы вода обратно не стекала в бачок, и потом не было паузы, пока она обратно закачается в систему, — установил обратный клапан от системы омывателя Тойоты (только нажал, и сразу вода пошла).
Ноздря с форсунками на капоте.
Теперь омывайка разбрызгивается по стеклу, как надо.
Осталось дело за дворниками, установил дворники Bosсh длинной 41 см,
Люди и длиннее ставят, но мне, после 33 см, вполне этих хватило.
И главное, они ничего не задевают.
Установка прерывателя стеклоочистителя для НИВЫ
Процесс установки проще простого, опишу в двух фото
Снимаем панель приборов открутив 2 винта снизу
В разрыв 6-и контактного разъема дворников подключаем наше реле, а свободный белый провод подключаем с помощью коннектора к розовому проводу двухконтактного разъема
Ставим панель приборов на место, установка завершена.
Что имеем?
1. Теперь при подаче воды на стекло дворники автоматически делают три взмаха;
2. Можно регулировать паузу в прерывистом режиме работы дворников.
Вот небольшое видео как все это работает
Так как задают вопросы как регулируется пауза, то выкладываю выдержку из инструкции к реле:
2 Регулировка паузы
2.1 Установите переключатель режимов стеклоочистителя в положение «Прерывистый режим» — установится стандартная пауза работы стеклоочистителя (примерно 5 секунд между взмахами щёток).
2.2 Для изменения паузы переведите переключатель в положение «Выключено» и, выдержав требуемую паузу, переведите в положение «Прерывистый режим». Установится новое значение паузы. Диапазон изменения паузы от 0,5 до 45 секунд.
2.3 Паузу можно изменить и другим способом: перевести переключатель в положение «Непрерывный режим» и в течение первого взмаха щёток — обратно в положение «Прерывистый режим».
Значение паузы будет равно интервалу времени от последнего взмаха щёток до момента переключения в положение «Непрерывный режим».
Паузу можно изменить в любое время, повторив пункт 2.2 или 2.3.
3 Другие режимы
3.1 Ход щёток при подаче воды начинается с задержкой в 0,5 секунды (позволяет накопить достаточное количество воды на лобовом стекле до первого взмаха щёток).
3.2 После подачи воды щётки делают три взмаха.
Переделка реле дворников стеклоочистителя НИВЫ
Приобрел реле 2107-3747…
далее приобретаем: резистор переменного типа — 25Ком;
постоянный резистор — 1,5Ком;
постоянный резистор — 4,7Ком;
Провод был в наличии;
И минут 30 времени;
Из реле выпаиваем резистор на 4,7Ком, на фото его уже нет, дорисован красным цветом,
Вместо него надо впаять R-1,5Ком и Rпер-25Ком, как нарисовал на схеме, я сделал маленько по-другому, проделал маленькую дырку под ножку резистора, тем самым оставив его на плате…
У нас остался еще R — 4,7ком…на плате есть микросхема К1055ГП5Р. Можем реализовать функцию включения дворников в непрерывном режиме, во время включения омывателя стекол, делаем там R-4,7Ком припаиваем к ножке № 5 микросхемы и соединяем с плюсом моторчика омывателя.
Что я получил…регулировка паузы от 0,5сек до 30сек, и включения непрерывной работы дворников во время включения омывателя…
Увеличение скорости щеток дворников НИВА – замена моторчика
Думаю, не у многих когда-то была в более-менее долгом периоде пользования Нива, но у гораздо большего числа людей была классика. По системе стеклоочистителей они почти ничем не отличаются , т.е. скорость работы дворников у них одинаковая. Мотор стеклоочистителей от классики явно не справляется со своей задачей в 2000-х годах, когда средняя скорость во время дождя (благодаря более современной резине, мощным моторам и качеству покрытия) стала в среднем выше чем в 70-х, когда классика и Нива сошли с конвейера. Когда дождь небольшой — терпимо, а вот когда проливной («стена» воды) — щетки не успевали махать даже когда стоишь на месте, обидно что другие (в т.ч. новые ВАЗы могут ехать, а Нива нет.
Проблема в принципе решаема — нужен мотор, который крутится быстрее нашего. На помощь, как всегда, приходят более совершенные братья по конвейеру: с прямыми руками и сваркой становится почти как родной мотор от 2108, но он не подходит по креплениям, приходится колхозить со сваркой, подваривая шайбы — разносить в стороны отверстия под крепеж, потом еще и проводка…
Иномарочные вообще не рассматривал, по одной важной для меня причине: под него всё запилишь, а он б/у через год/два «крякнет» и уже не помнишь, что куда переделывал/перепаивал — ремонтопригодность стремится к нулю.
Не знаю кто первый это придумал, но в интернете найти информацию про установку мотора от ВАЗ 2110 вообще не проблема. Оказывается, он интересен тем, что полностью подходит под наше крепление и под вал (такой-же 10 мм), а это значит, что ремонтопригодность уже какая-никакая, но есть! На 2110 бывают моторы двух видов: этот (842 3730) и другой, который нам совсем не подходит ни по креплениям, ни по валу.
По замене проще простого, справится любой.
Откручиваем три болта на крепеже и один на валу — вынимаем — ставим от 2110 и прикручиваем в обратном порядке, а остальное сделает электрик за символическую цену.
Тут самое интересное — проводка!
Распечатал электрикам схему подключения, фотографии как должно быть, словесное описание какой провод куда и какой длины — НЕТ и всё. «Мотор типа 2101 управляется плюсом, а 2110 — массой.
С более современных моделей ВАЗов моторы имеют в себе две скорости, и для этого надо серьёзно перебрать нашу проводку и органы управления.
Вариантов подключения имеем два:
1. Заменить часть проводки на 2108 и реле управления паузой от нее-же + поставить тубус (подрулевой переключатель) от 2108/Калина/ШНива — получаем полностью ихний режим работы — пауза, медленный и быстрый — не подходит, т.к. не бюджетно и много морочить голову.
2. Подключить мотор к штатной проводке, к нашему тубусу на одну скорость + прерывание. Именно этот способ и ввел в катотонический ступор всех электриков.
Электрику предстояло перекинуть провода с новой колодки в старую, все кроме одного который отвечает за малую скорость, нам она не нужна, мы ведь быстрее делаем!
Открутив 2 болта, снять с мотора пластиковую крышку, оторвать от корпуса лепесток блок-контактов и припаять к нему отпаянный от среднего лепестка белый провод. Средний лепесток блок-контакта соединить перемычкой с серым проводом питания двигателя мотор редуктора (на фото черный нарисованный проводок).
Таким образом мы получили максимальную скорость от мотора + её-же на прерывистом режиме.
Фото не моё, но наглядно видно. У меня все цвета такие-же, кроме коричневого провода (эта та самая перемычка), электрик решил что так будет еще быстрее и сделал как показано черным проводом
Будьте внимательны, проводка встречается совсем других цветов
Теперь щетки бегают быстрее, в ливень можно передвигаться увереннее, а главное зимой примерзают к стеклу гораздо меньше и снег просто раскидывают по сторонам!
Your browser does not support the video tag.
Датчик дождя контролирует количество воды на ветровом стекле и автоматически включает стеклоочистители. Чувствительность датчика дождя изменяется при помощи регулировочного колесика.
Когда датчик дождя активирован, включается подсветка в кнопке, а в комбинированном приборе появляется символ датчика дождя .
Обогрев
Заднее стекло имеет электропроводящие параллельные резьбы, которые соединены с проводами по бокам, за счет чего этот элемент нагревается. Со временем они могут выйти из строя, что влечет за собой следующие последствия:
- Стекло начинает потеть, в этом случае необходимо проверить предохранитель и напряжение
- Нет отопления, возможно, нет напряжения
- Появляется конденсация, в этой ситуации поток может сломаться
- Несмотря на то, что система не работает, оттаивания не происходит, в этой ситуации, скорее всего, не хватает напряжения, нужно просто очистить поверхность ото льда.
В большинстве случаев проблема заключается в управляющем реле или предохранителе, в худшем случае проблема заключается в самой проводке и устранении неисправности, необходимо разобрать приборную панель, эти неисправности могут быть обнаружены тестером или заменой.
Если обогрев заднего стекла Chevrolet Niva не удался из-за оборванной резьбы, то в большинстве случаев все окно полностью меняется, но вы также можете попытаться восстановить отопление самостоятельно, существует ряд проверенных способов. :
- Существует специальный ремонтный комплект, который включает проводящую пасту, очистители стекла и шприц. Что касается токопроводящего клея, например, можно использовать «Контакт» или «Электрон», то он, в свою очередь, наносится на область, где произошла поломка.
- Другим методом восстановления является гальваническое нанесение мягкого припоя или медного материала.
- Если ширина зазора превышает 2 миллиметра, то в этом случае используется луженая медная сердцевина, которую паяют припоем POS-61 до тех пор, пока сама нить не будет отслаиваться.
Общий взгляд на стеклоомыватели автомобилей ВАЗ
Стеклоомыватель — вспомогательная система автомобиля, обеспечивающая очистку лобового или иных стекол от различных загрязнений во время движения. Наличие омывателя позволяет быстро смыть пыль, грязь или следы насекомых, не снижая скорости и не затрачивая время на остановку. Данными системами оснащаются все современные автомобили, в том числе и модели Волжского автозавода.
Первые модели «Жигулей» — ВАЗ-2101, 2102 и их различные модификации — оснащались стеклоомывателями с ручным приводом. Они состояли из эластичного бачка в моторном отсеке (за свою характерную форму бачок прозвали «грелкой»), двух форсунок, системы трубок и ручного насоса, выполненного в виде кнопки. При необходимости помыть окно приходилось часто нажимать на кнопку, что было не совсем удобно. В то же время на автомобиле ВАЗ-21011 использовался омыватель с ножным приводом — в нем нагнетательный насос приводился в действие ногой. С 1980 года на указанных автомобилях стал использоваться ножной омыватель, а на модель 21011 впервые начал устанавливаться стеклоомыватель с электрическим приводом. Несколько позднее все автомобили ВАЗ начали оснащаться омывателями с электроприводом.
На ранних «Жигулях» и «Нивах», и на актуальных Lada используются наиболее простые по конструкции стеклоомыватели. Они включают в себя следующие детали:
— Бачок омывателя — емкость для хранения необходимого запаса воды или незамерзающей жидкости;
— Один или два насоса — нагнетатели для подачи воды к форсункам;
— Две форсунки (жиклеры) — обеспечивают распыление воды на лобовое стекло;
— Система трубок и соединителей.
Работа такой системы очень проста. При необходимости помыть окно включается насос, он захватывает воду из бачка и под давлением подает ее к форсункам, где происходит распыление.
Следует отметить, что в автомобилях ВАЗ используются омыватели двух типов:
— С одним насосом — для нагнетания воды в обе форсунки используется только один насос;
— С двумя насосами — каждый насос нагнетает воду только в одну форсунку.
Кроме того, на автомобилях в кузове «универсал» ВАЗ-2104 и в трехдверных ВАЗ-1111, а также на ранних ВАЗ-2123 и актуальных моделях Chevrolet Niva дополнительно устанавливается омыватель стекла двери задка. Данная система предназначена для очистки стекла задней двери, обеспечивая необходимый обзор и безопасность автомобиля.
Независимо от типа и конструкции, во всех стеклоомывателях используется бачок, о котором следует рассказать более подробно.
Важность заднего дворника
Задний дворник установленный на автомобиле.
Поскольку, задний дворник служит очистителем стекла, которое на всех транспортных средствах с кузовом универсал и хэтчбек засоряется больше, чем на седанах. Сложилось так из-за непосредственной близостью с дорожным покрытием, то важность этого устройства является бесспорной .
Неисправности стеклоочистителей (дворников)
Как известно, рабочий механизм дворников рассчитан изначально на длительный срок работы. И поломки возникают у детали, в большинстве своём, из-за человеческого фактора – т.е, неправильной эксплуатации.
Чаще всего дворники портятся зимой, когда они примерзают к ветровому стеклу, а водитель, будучи невнимательным, включает механизм очистки стекла. Нагрузка на дворники, которые примёрзли, оказывается губительной для механизма. И при этом выйти из строя может, как сам моторчик, так и различные механические детали.
Так как выше мы рассматривали преимущественно дворники вазовских моделей, то продолжим это делать на их примере. Так, на «восьмерке», «девятке», «тринашке», то бишь, хэтчбеках, помимо основного переднего дворника бывает установлен ещё и задний омыватель. А на «99-й», «пятнашке» и других седанах – его нет.
Передние стеклоочистели имеют несколько режимов функционирования: работа с паузой (тот же прерывистый режим), работа на низкой скорости, работа на высокой скорости. Кроме того, есть ещё два режима: 3-кратное очищение и очищение одновременно с омывателем. Что касается заднего дворника, то он имеет только единственный режим: совместно с омывателем.
Итак, принято различать 6 основных разновидностей неисправностей дворников: плохо очищают стёкла, не срабатывают после включения одного из режимов, поломка щёток и т.д. Подробнее можно посмотреть в таблице ниже.
Название неисправности | Что делать 1 | Что делать 2 | Чо делать 3 |
---|---|---|---|
Полная неработоспособность системы (ни один режим не работает нормально, не слышно, как вращается электродвигатель) | Проверить наличие напряжения 12 в на клемме номер 6, в разъёме стеклоочистителя, а также массу 4. Проверить рекомендуется также все питающие схемы (предохранитель 4 и 5, переключатель, монтжный блок, замок зажигания и так далее. | Проверить, как функционирует сам переключатель режимов (наличие управляющего напряжения 12 в, на клеммах 1 и 2 разъёма стеклоочистителя, при переключении режимов). | Проверить работоспособность моторчика (потребуется провести демонтаж и разборку). |
Не работает прерывистый режим (всё остальное работает) | Основная причина — неработающее реле. Заменить и проверить, как функционирует новое реле | Возможно, что причина в переключателе режимов. Проверяется подменой на заведомо исправное. | |
Щётки дворников не останавливаются в положенном, нижнем положении, а останавливаются в любом месте (могут выходить за рамки ветрового стекла) | Сломался или выгорел концевой выключатель в моторе (заменить невозможно, только целиком электродвигатель, хотя удаётся в екоторых случаях исправить и починить). | Неправильно отрегулировано положение дворников (выставить их по месту). | Начал выходить из строя вал привода механизма щёток (разобрать и заменить вышедшие из строя детали). |
Слышен шум моторчика, но щётки не двигаются (щётки держатся на одном месте) | Сработался приводной вал механизма стеклоочистителя (слизало шлицы). Нужно заменить или наладить шлицевую часть электромоторчика. | Раскрутилась гайка, фиксирующая шток механизма к валу электромоторчика (хорошенько затянуть гайку). | |
Нет срабатывания дворников, после включения стеклоомывателя | Вероятнее всего, испортился подрулевой переключатель режимов (заменить на заведомо исправный). | Возможно, что нарушилась работа и исправность монтажного блока (измерить напряжение на клеммах 9 и 18). | |
Плохое качество очищения стекол | Щётки дворников потеряли эластичность (заменить их на новые). | На стекло попало масло или другие смазочные вещества. К примеру, это может быть масло из глушителя впереди едущего автомобиля, воскование на мойке, загрязнение после полировки и многое другое. |
Исправить проблему с дворниками, как видим, можно своими руками. Однако, если что-то не получится, советуем ехать без промедления в сервис, чтобы не усугубить положение.
detector