Как определить количество бензина в баке с точностью до литра
Как определить количество бензина в баке с точностью до литра
Расход бензина, помноженный на его стоимость, может стать решающим аргументом в выборе автомобиля, но часто бывает недостаточно знать, сколько топлива сгорает по регламенту и в реальности. Когда индикатор дает сигнал, что горючего мало, а особенно – если он выходит из строя и лампочка вовсе не горит, – встает самый главный вопрос: как узнать, сколько осталось бензина?
Для чего нужен контроль топлива в топливном баке грузовика
Кража топлива на грузовиках — настоящая проблема, с которой сталкивается практически любой автопарк. Финансовые потери в этих случаях могут достигать 500-1000 долларов и более. Для уменьшения протечек владельцы транспорта используют различные методы контроля, в том числе пломбирование бака, использование талонов или установку датчиков уровня топлива в баке.
Использование купонов защищает от мошеннических проверок, но не мешает водителю выгрузить дизельное топливо и перепродать его. Пломбирование помогает предотвратить мошенничество, но требует собственной АЗС. Более эффективное решение — установка датчика, контролирующего уровень топлива.
Применение специальных мер позволяет не только защититься от кражи, но и решить другие проблемы:
- Выбирайте оптимальный способ использования технологии в производстве. В этом случае также отслеживаются обороты двигателя, баланс, расход и т.д.
- Уточнение нормы расхода. Постоянный мониторинг позволяет получать достоверную информацию о расходе топлива для любого оборудования. Особенно это актуально для спецтехники и тракторов. Информация о фактическом расходе топлива часто является приблизительной, что не позволяет адекватно контролировать расходы на использование грузового автомобиля.
- Контроль времени использования технологии. Позволяет избежать неправильного использования или простоя при транспортировке. Другими словами, вы можете платить водителям за фактически отработанное время.
Как измеряют уровень топлива
Существует несколько способов контроля топлива, которые можно использовать на производстве. Рассмотрим основные варианты.
Проверка уровня горючего в баке
В таком случае для контроля используются специальные датчики, которые позволяют получать сведения об объеме топлива, видеть количество заправок в день, определять факты краж или контролировать расход. Для этих целей применяются разные виды датчиков и счетчиков горючего.
Плюсы:
- небольшая цена;
- нет нужды вмешиваться в топливную систему мотора;
- возможность измерения разных видов топлива;
- контроль заправок / сливов горючего.
- сравнительно небольшая точность измерений;
- трудности проверки уровня в небольшой временной промежуток, когда машина прошла небольшое расстояние;
- проблемы определения слива;
- необходимость тарировки бака грузовика.
Контроль по топливной магистрали
В таком случае измеряется фактическое потребление топлива, после чего вычисляют уровень. Для получения сведений по мгновенному расходу может использоваться расходомер, который монтируется в топливную магистраль. Они бывают дифференциальными и однокамерными. Первые вычисляют расход горючего как разницу потоков на входе / выходе, а вторые измеряют объем жидкости, проходящей по магистрали.
- точность измерений;
- контроль расхода в разных режимах мотора;
- возможность выявления любых поломок двигателей;
- снижение риска кражи горючего.
- сложность процедуры;
- отсутствие контроля объемов и времени заправок.
Данные с CAN-шин
Контроль расхода топлива возможен с помощью информационных шин автомобиля, которые объединяются в единую сеть. По бортовым информационным системам передаются данные по параметрам работы автомобиля, в том числе интересующие сведения. Подобные CAN-интерфейсы позволяют получать сообщения с информацией об уровне горючего, расходе, израсходованном объеме, часовых / путевых потерях.
- большой объем полезной информации;
- возможность избежать применения дополнительных датчиков.
- более низкая точность в сравнении с расходомером;
- нет информации о заливке / сливе горючего.
Дополнительные методы
Кроме рассмотренных выше, могут использоваться и дополнительные способы:
- Импульсы форсунки. При наличии в машине ЭБУ контроль можно осуществлять по импульсным сигналам с помощью бесконтактного считывателя. Сигналы фиксируются без электрического контакта с проводами форсунки и без необходимости вмешиваться в электронику машины.
- Расчетный метод.Измерение уровня топлива возможно расчетным методом. Это наиболее простой и наименее точный способ, подразумевающий применение расчетных формул. Все, что необходимо — ввести нормативный расход для техники, оборудованной трекеромGPS, после чего программа умножит этот параметр на пробег. В результате можно рассчитать объем сожженного горючего и текущий уровень топлива.
Емкостной измеритель — преимущества для контроля уровня топлива в автомобильном баке
Емкостной электронный датчик уровня топлива в баке монтируется по желанию автомобилиста. Он позволяет с максимальной точностью контролировать расход горючего, фиксировать количество дозаправок, а также факты несанкционированного слива. Измерительный блок данного устройства представляет собой конденсатор две вставленные одна в другую, но не соприкасающиеся между собой трубки. В верхней части они соединены к плате прибора. Полость между ними заполняется горючим. На конденсатор подается электроток. Удельное электросопротивление бензина ниже, чем у воздуха. Соответственно, чем меньше бензина, тем дольше заряжается конденсатор.
Плата электронного датчика уровня топлива в баке подсчитывает время зарядки. На основании полученных данных вычисляется высота столба горючего как в конденсаторе, так и в самой емкости. Данный прибор подключается к GPS-трекеру и передает в систему мониторинга информацию о выполненных вычислениях. Она поступает в зависимости от настроек пользователя — или в режиме реального времени или с определенной периодичностью.
Заправка по «полной»
Следующий способ проще и подходит практически всем. Заправляем полный бак бензина или дизельного топлива, сбрасываем счетчик суточного пробега на панели приборов и отправляемся в путь. Катаемся до того момента, когда загорится лампа резервного остатка горючего в баке. Потом заезжаем снова на АЗС и доливаем до полного бака. Смотрим, сколько горючего ушло на замеренный километраж и видим реальный расход топлива. Для замеров не обязательно сжигать полный бак, достаточно проехать несколько сотен километров. При таком подходе есть несколько нюансов. Старайтесь ездить в своем обычном режиме, по всем видам дорог. Потому что цифры, полученные после городской езды и по трассе, будут различаться значительно. Также нужно учитывать резервный остаток топлива в баке — для каждой машины он будет разным.
Что будет, если вечно забывать заправиться?
Последствия, от которых нам бы хотелось вас уберечь.
Топливный «голод» – это плохо и чревато «неприятными приключениями»:
- если бензонасосу часто не хватает охлаждения, он сгорает;
- если топливная смесь слишком скудная и с грязными примесями, каталитический нейтрализатор очень страдает;
- если при работе двигателя на высоких оборотах в него не поступает топливная смесь, происходит детонация, а за ней следует дорогущий ремонт;
- если вы едете по горам, очередной подъем может и не сдаться.
Разновидности датчиков уровня топлива
По выходному сигналу датчики делятся на:
- частотный;
- аналоговый;
- цифровой датчик уровня топлива.
По методу измерения:
- поплавковый;
- утразвуковой датчик уровня топлива;
- емкостный датчик уровня топлива.
По виду крепления:
- устанавливаемый внутри бензобака;
- прикрепляемый к автотрекеру.
Утразвуковой датчик уровня топлива состоит из излучателя, выступающего в роли измерителя и блока, обрабатывающего сигнал. Сам излучатель устанавливается на дно топливного бака. Отличается высочайшей точностью и не требует серьезных физических вмешательств в конструкцию бака. Но он весьма дорогостоящий, чувствителен к грязи и осадкам на дне бака, что может очень сильно саботировать работу прибора.
Цифровые датчики уровня топлива оснащены дополнительной электронной платой, с помощью которой регистрируется расход топлива и через цифровой протокол сигнал передается на указатель уровня топлива. Отличается малым уровнем погрешности, быстротой окупаемости и удобством в виде наличия независимого источника питания. При корректном использовании у цифровых датчиков фактически нет недостатков.
Частотные датчики уровня топлива кодируют частоты импульсов. Их минусом является то, что они передают информацию с опозданием в связи с медленной ее обработкой. Его заслуженно можно величать «переходной ступенью» между аналоговым и цифровым датчиками.
Чтобы обеспечить максимальный контроль топлива на автотранспорт стоит установить высокочувствительный прибор с максимально низкой погрешностью. Но если вам достаточно и информации «на глаз», то смело можно брать самый простой аналоговый датчик и жить спокойно и счастливо.
Такая ситуация действительно может возникать даже при правильной установке ДУТа и его тарировке.
Дело в том, что датчик уровень топлива, как следует из его названия, измеряет уровень топлива в баке. При этом его показания имеют определенную погрешность, которая зависит от типа датчика. Реальная погрешность аналогового датчика уровня топлива – до 5%, частотного или цифрового – до 2%. Повторимся — эта погрешность на измерение именно уровня топлива в баке.
Объем заправок и сливов определяется любыми системами мониторинга минимум по двум замерам – до заправки и после.
Допустим, что до заправки в баке находилось 30 литров топлива. Уровень топлива по аналоговому ДУТу составил 28,5 литров. Разница с реальным показанием – 1,5 литра, что укладывается в погрешность 5%.
Далее было заправлено 20 литров топлива, т.е. в баке стало 50 литров. Уровень топлива по тому же аналоговому ДУТу составил 52,5. Разница с реальным показанием – 2,5 литра, что тоже укладывается в допустимую погрешность.
Объем заправленного топлива по показаниям ДУТа составил 24 литра (52.5 – 28.5).
Это на 4 литра отличается от реального, что и видит обычно пользователь системы мониторинга. При этом по его мнению погрешность на много превышает допустимую.
Дело в том, что ДУТ измеряет именно уровень топлива, а не объем заправок. Погрешность определения заправок и сливов всегда больше и зависит не только от ДУТа и его установки, но и от программного обеспечения, которое обрабатывает эти показания.