I Love My Lada
Регулятор холостого хода (РХХ) ВАЗ 2114: проблемы и решения
Регулятор холостого хода (РХХ) на ВАЗ 2114 ошибочно называют датчиком, тем самым запутывая себя и окружающих. Датчик — это сенсор (sensor, англ.), устройство, которое только воспринимает и передает сигнал. Регулятор холостого хода на двигателях ВАЗ 2114, 2113, 2115 и его более ранних инжекторных модификациях представляет собой исполнительное устройство. Это так, в качестве прелюдии и чтобы не путаться в терминах. Как отремонтировать, проверить и заменить регулятор холостого хода 2114, какой купить лучше, сколько стоит и номера по каталогу, будем выяснять прямо сейчас.
Признаки неисправности
Стоит отметить, что ЭБУ, как правило, не сообщает о неисправности регулятора холостого хода, поэтому CHECK может не сигнализировать о проблемах с этой деталью. Необходимость ремонта (замены) РХХ можно определить по следующим признакам:
- Слишком высокие обороты холостого хода даже на прогретом двигателе;
- Слишком малые обороты, которые приводят к существенной вибрации мотора или полной его остановке;
- Невозможность запустить двигатель без нажатия на педаль газа;
- Отсутствие стабильности оборотов мотора. Обороты плавают;
- При разгоне и переключении передач, в момент отпускания педали газа обороты существенно возрастают и лишь через несколько секунд приходят к норме;
- При включении дополнительного оборудования (лампы, магнитола) двигатель глохнет.
Признаки неисправностей рхх ваз 2114
Производители ваз 2114 не предусмотрели диагностику для регулятора холостого хода. Бортовое табло не отобразит сообщение об ошибке в работе данного механизма. Надписи о низких, повышенных оборотах не гарантируют поломку РХХ. Водитель может заметить изменения в работе двигателя, заподозрить неисправность, опираясь на косвенные признаки.
Обычно называют следующие симптомы:
- мотор неожиданно «глохнет» на холостых оборотах;
- обороты холостого хода «плавают» (произвольно возрастают, убывают);
- во время запуска холодного мотора не удается поднять обороты;
- в момент переключения передачи, переходе на «нейтральную» передачу.
Подобные приметы вызываются неустойчивым функционированием нескольких датчиков, принимающих прямое, косвенное участие в приготовлении топливной смеси (например, датчиком положения дроссельной заслонки).
Проверка мультиметром рхх на ваз 2114
Если у вас возник вопрос, как же сделать проверку мультиметром рхх на автомобиле ваз 2114, в таком случае вы попали куда нужно. Вам нужно взять мультиметр и сделать несколько замеров, о том какие выводы нужно проверить смотрите на фото.
Проверка мультиметром рхх на ваз 2114
Замена регулятора холостого хода Ваз 2114 – пошаговая инструкция с фото
1. Как мы уже писали выше, рхх расположен на корпусе дроссельной заслонки.
Снимаем декоративную крышку двигателя.
2. Отсоединяем трубку вставленную в воздуховод, как показано на рисунке.
3. Далее, ослабляем хомут и снимаем воздуховод с дроссельной заслонки.
4. Аккуратно снимаем тросик газа, как на фото.
5. Теперь, следует открутить дроссельный узел.
Дроссельный узел закреплен на двух болтах на 13.
6. После открутки дросселя, мы легко можем снять рхх, и установить новый.
Прежде чем установить новый рхх, почистите посадочное отверстие. Желательно смазать уплотнительное кольцо маслом.
7. После установки рхх производим сборку в обратном порядке.
Выбираем регулятор на замену
На ВАЗ-2110 как с 8-клапанными, так и 16-клапанными инжекторными моторами используется датчик с каталожным номером 2112-1148300. Дополнительно в конце маркировки присутствует приставка, состоящая из двух цифр, к примеру, 01, 02, 03, 04. Этот индекс указывает на производителя регулятора (01 и 03 – «Пегас», 02 и 04 – КЗТА).
При выборе регулятора на замену обратите внимание на два нюанса – уплотнитель и высоту выступа иглы над корпусом. В заводских запчастях используется уплотнитель красного цвета, в подделках же используется резинотехнический элемент черного цвета. Высота выступа иглы над корпусом составляет 23 мм.
Перед установкой нового регулятора рекомендуется уплотнительное кольцо промазать тонким слоем моторного масла, чтобы обеспечить плотную посадку детали в посадочное место и исключить вероятность подсасывания воздуха.
Предназначение регулятора холостого хода
В разной документации этот механизм имеет разные названия. Иногда его называют клапаном холостого хода. В авто с карбюраторными двигателями – электромагнитным клапаном, с инжекторным – датчиком или регулятором холостого хода (РХХ).
В автомобиле ВАЗ 2114 используется РХХ с шаговым электродвигателем и подпружиненной конусной иглой. Эта игла, при перемещении, регулирует количество подаваемого воздуха через дроссельный штуцер. Расположен датчик на дроссельном узле, закреплен при помощи двух винтов.
РХХ связан с электронным блоком управления, и мотор может работать в непрогретом состоянии, а это обеспечивает дополнительную подачу воздуха. Так смеси объединяются, когда дроссельная заслонка закрыта.
Замена
Для работы вам потребуется:
- Новый регулятор, подходящий для вашего ВАЗ 2114;
- Ветошь;
- Крестовая отвертка;
- Ключ на 13 миллиметров;
- Очиститель для карбюраторов;
Имея в наличии необходимые инструменты и материалы, можно приступать к работе.
- Поставьте автомобиль на ровную площадку, включите ручник.
- Поднимите капот и прочно его зафиксируйте, дабы избежать ненужных травм.
- Отключите минусовую клемму от аккумулятора. РХХ — это электроприбор, потому это мероприятие обязательное.
- Снимите защитный кожух с силового агрегата.
- Немного ослабьте хомут, чтобы отсоединить резиновую трубку от патрубка воздушного фильтра. Это нужно для того, чтобы трубка не мешала.
- Демонтируйте хомут, который удерживает патрубок воздушного фильтра. Гофра отсоединяется и отодвигается немного в сторону.
- Крепежный винт троса, идущего от педали газа к заслонке (дроссельной) нужно немного ослабить.
- Ветошью удаляется вся грязь возле, и на самом дроссельном узле.
- Крепежную гайку дроссельного узла, а также крепежные винты РХХ обработайте с помощью всемогущего средства WD40. Это позволит легче выполнить демонтаж.
- Снимите полностью дроссельный узел. Для этого откручиваются две гайки с помощью ключа на 13 миллиметров.
- Снимите разъем датчика с клемм.
- При наличии грязи на местах соприкосновения ДХХ и дроссельного узла, обязательно удалите ее ветошью.
- Отверткой открутите два крепежа, с помощью которых соединяются дроссельный узел и наш искомый датчик.
- Достаньте из крепежного гнезда регулятор.
- Промойте с помощью карбюраторного очистителя весь дроссельный узел.
- Установите новый регулятор в аналогичном положении, как стоял только что демонтированный ДХХ.
- Моторным маслом обработайте новую резиновую прокладку, которая должна идти в комплекте с РХХ.
- Верните на место два винта и убедитесь, что регулятор плотно прилегает к корпусу дроссельного узла.
- Верните ДУ на место и проверьте, насколько прочно зафиксированы гайки.
- Подключите разъем на клеммы устройства.
- Установите на место тросик, патрубки и трубки. Затяните как следует все хомуты.
- Поставьте обратно защитный кожух двигателя.
Процедура замены
После сборки остается очень важный этап — калибровка нового РХХ. Для этого нужно подключить аккумулятор, и включить зажигание. Достаточно 10 секунд. За это время электронный блок управления самостоятельно выполнит калибровку.
Все, новый регулятор готов к работе. Чтобы не возникало проблем с заменой, посмотрите обучающее видео.
Ремонт
Не всегда есть возможность или даже желание тратить деньги на покупку нового устройства. Вне зависимости от причин, проблему вышедшего или плохо функционирующего датчика холостого хода вполне можно попытаться решить методом ремонта.
- Попробуйте промыть старый датчик.
- Для этого его следует демонтировать и тщательно очистить все контакты с помощью ватной палочки, вымоченной в карбюраторном очистителе.
- Далее очистителем обильно обрабатывается шток, игла и пружина.
- Зубной щеткой легко можно зачистить смазанные карбюраторным очистителем участки.
- Повторно промойте устройство, а затем верните его на место.
- Не редко подобные мероприятия позволяли достичь отличного результата, холостые обороты вновь начинали работать как раньше.
Но это наиболее простой вариант ремонта, рассчитывать на который не всегда стоит. Есть более сложный, но при этом более эффективный вариант самостоятельного ремонта вышедшего из строя регулятора холостого хода:
- Демонтируйте датчик, очистите его внешние элементы, как указано в предыдущем способе ремонта;
- Извлеките три шпильки, фиксирующие корпус датчика;
- Максимально аккуратно демонтируйте корпус регулятора. Действительно медленно и осторожно, чтобы не повредить контакты;
- После демонтажа вы можете обнаружить наличие обрыва припоя. В данной ситуации провод припаивается на место, а место пайки обрабатывается специальным антикоррозийным лаком;
- При наличии в корпусе регулятора зазоров, они устраняются с помощью герметика. Так через клапан не будет подсасываться воздух.
Если при разборке устройства обнаружились проблемы на обмотке или же износилась игла, ремонт не поможет. Придется менять РХХ полностью.
Вопрос неисправности регулятора холостого хода достаточно распространен в случае с ВАЗ 2114. Этот элемент нельзя назвать слабым местом автомобиля, однако сталкиваться с подобной поломкой не хочется никому. Как, впрочем, и с любой другой неисправностью. Но куда от них денешься?!