Как проверить генератор автомобиля мультиметром
Как проверить генератор автомобиля мультиметром
Стабильная и корректная работа электроники автомобиля во многом зависит от исправности генератора. Именно он обеспечивает питание всех устройств, а также способствует запуску двигателя. В связи с этим важно следить за его исправностью, а при необходимости знать, как проверить генератор автомобиля мультиметром.
Данный элемент напрямую связан с аккумуляторной батареей, с которой также нередко возникают проблемы. А при необходимости подключить к штатной бортовой сети новые устройства и различные приборы следует проверить исправность генератора, так как именно он является источником штатного тока. Другими словами, это один из тех узлов, которые необходимо регулярно проверять.
Почему генератор выходит из строя?
Собственно генератор имеет несложное строение, если хотите, то это обычный электродвигатель (только сделан с учетом на большую генерацию тока), попробуйте покрутить обычный электродвигатель и присоединить к нему лампочку или светодиод, то он начнет гореть – вот вам и элементарный генератор тока.
У меня как-нибудь будет статья, в которой я вам расскажу — из чего состоит генератор. НО сегодня просто и утрированно — это ротор (подвижная часть), статор (неподвижная часть), щеточный узел, реле-регулятора, ну и конечно же корпус в котором все это дело находится.
А теперь собственно поломки.
- Заклинило подшипники. Это достаточно распространенная проблема у уже изношенных генераторов, ротор в корпусе крутится на подшипниках, от времени и влаги (грязи), они изнашиваются и из банально клинит или подклинивает. Если присутствует клин, то это одно – шток перестает вращаться. Но вот если проявляются подклинивания, то заметить это сложно, шток может вращаться, а может и нет. В любом случае, при таких симптомах скорее порвется ремень, который крутит генератор от двигателя. ЭТО ПЕРВЫЙ ЗВОНОЧЕК.
- Сгорела обмотка на статоре или роторе. Она там есть в любом случае и скорее всего будет на статоре, так вот — также от влаги (соли на дорогах), ее может разъесть и она банально замкнет или просто перегорит, так как там используются медные провода. Соответственно генерация тока прекратиться.
- Выход из строя щеточного узла. Это также встречается очень часто, щетки это графитовые (зачастую квадратные) стержни, которые ходят по дорожкам статора. Так вот от времени они банально изнашиваются и их нужно заменить.
- Выход из строя реле регулятора. Это реле не дает генератору перезаряжать аккумулятор, приводя напряжение и силу тока в нужные рамки. Зачастую оно также выходит из строя и зарядка вообще не поступает на батарею! Нужно смотреть.
В общем то по этим 4 основным причинам генератор может не работать, поэтому его нужно обязательно проверять, перед покупкой новой батареи. Вполне вероятно у вас дело именно в нем.
Проверка силы тока отдачи генератора
Для данной проверки генератора потребуется мультиметр, оснащенный специальным зондом для измерения силы тока, протекающей в проводе. Данный зонд выглядит как зажим, который охватывает провод, и чаще всего он поставляет в комплекте с диагностическим устройством. Чтобы проверить силу тока отдачи генератора необходимо:
- Накинуть зажим на провод, который подходит к контакту «В+» («30») генератора;
- Далее запустить двигатель и установить высокие обороты;
- После этого по одному необходимо включать электрические потребители на автомобиле – магнитолу, кондиционер, обогрев руля и другие. При включении каждого потребителя следует записывать показания с мультиметра;
- Далее необходимо замерить силу тока отдачи при включении всех потребителей вместе (которые включались в предыдущем тесте).
Когда все замеры будут получены, необходимо сравнить суммарный показатель поочередного включения потребителей и показатель мгновенного включения всех потребителей. Недопустимым считается, если показатель при мгновенном включении всех потребителей на 5 или более Ампер меньше, чем сумма при поочередном включении.
Зарегистрируйтесь сейчас
Генератор необходим для зарядки аккумулятора и питания всех потребителей автомобиля в процессе работы двигателя. Для диагностики, необходимо знать, как проверить, рабочий генератор или нет.
Как проверить работу генератора на автомобиле?
Проверка генератора на старых автомобилях выполнялась следующим образом: двигатель запускался, а на холостом ходу снималась отрицательная клемма аккумулятора. Если автомобиль глох, это означало, что генератор неисправен, если продолжал работу, то генератор считался исправным. Только не стоит это делать на современном автомобиле. Помимо этого, работа генератора контролируется и при помощи лампы контроля заряда АКБ. Она подключена через диод и при исправной работе генератора должна затухать сразу, после запуска двигателя.
Задавая вопрос, как проверить работу генератора на автомобиле, нельзя упустить и точный метод измерения. Для оценки работы электрической машины применяют вольтметр. На заведенном двигателе, необходимо снять замер напряжения с клемм АКБ. Норма должна составлять от 13,5 до 14,7 Вольт. При включении ближнего света фар, просадка напряжения не должна уменьшать этот параметр ниже 12,5 Вольт. В противном случае, на генераторе неисправен реле-регулятор напряжения.
Помимо электрических неисправностей, существуют и механические. Отсутствие заряда АКБ может проявляться в случае, если ремень генератора не натянут или порван. В данном случае проверить исправность генератора автомобиля не снимая, тоже представляется возможным. Необходимо проверить натяжение ремня и натянуть его, если потребуется. В случае его отсутствия, необходимо установить.
Водитель должен знать, как проверить работоспособность генератора автомобиля, при помощи контрольной лампы на приборной панели. Когда она горит — заряд отсутствует. В том случае, если она периодически мигает, заряд пропадает. Это говорит об износе щеток генератора или о проскальзывании ремня генератора. Кроме того, заряд, который сильно зависит от оборотов двигателя, тоже указывает на проблему щеток. К примеру, лампа контроля заряда гаснет только после нажатия на педаль газа, а напряжение бортовой сети опускается ниже 12 Вольт на ХХ оборотах. Тут, однозначно имеет место быть неисправность реле-регулятора напряжения. К счастью, реле и щетки — являются единым узлом и меняются, соответственно, вместе.
Как проверить генератор без машины?
Нередко возникает необходимости проверить работоспособность генератора автомобиля в разобранном виде, когда его неисправность точно неизвестна. В данном случае, необходимо вначале проверить износ щеток. Щетки должны выступать из щеточного узла на расстояние не менее 5 мм. Отсутствие блеска на рабочей поверхности щеток говорит об их сильном износе. Поэтому их необходимо заменить.
Следующий способ, как проверить генератор, не ставя в машину — оценить состояние диодного моста. Диодный мост необходим для выпрямления напряжения и состоит из 6-ти диодов. Каждый диод нужно проверить на пробой и обрыв. Напоминаем, что полупроводник должен проводить ток только в одном направлении и если тестер показывает, что он звонится в обе стороны — диод считается сгоревшим и подлежит либо отдельной замене, либо замене всего диодного моста. Диод, который не звонится ни в одну сторону, тоже говорит о неисправности. В любом случае, замена всего моста будет наиболее простым решением.
Последний этап — замена сопротивления обмотки статора и ротора. Диагностируются статор следующим образом — прикладываем один щуп омметра к корпусу, а второй — к началу обмотки. Сопротивление должно стремиться к бесконечности или быть очень большим. Если оно менее 50 КОм, то статор нужно заменить. В случае с ротором все гораздо проще — сопротивление замеряется между контактными кольцами и должно составлять всего несколько Ом. Недопустимо между ними короткого замыкания.
Как проверить работоспособность генератора мультиметром?
Для понимания процесса, рассмотрим устройство генератора:
Поломка любого из компонентов приведет к нарушению работоспособности всего агрегата. Для начала проверяется механическая часть. Снимать генератор не требуется, достаточно снять со шкива приводной ручейковый ремень.
Прокрутите вал рукой, и убедитесь в том, что ротор свободно вращается в подшипниках. При критическом износе щеток, будет слышен характерный скрежет.
Затем проверьте целостность и крепление кабелей питания и управления. Если визуальный контроль не помог найти неисправность – предстоит проверка генератора мультиметром.
Для этой процедуры не нужен профессиональный прибор со множеством функций. Достаточно трех режимов: «прозвонка», «измерение сопротивления», «измерение напряжения».
По какой причине генератор может выйти из строя
Так как признак неисправности генератора практически всегда одинаков, то сразу выявить причины, по которым он вышел из строя, без специального оборудования невозможно. Существует 4 основных поломки, из-за которых генератор может потерять работоспособность.
- Заклинивание подшипников. Во время эксплуатации машины в генераторе происходит постоянное движение элементов, которое приводит к исчезновению смазки и дальнейшему подклиниванию либо полному заклиниванию запчастей. Так как подшипники имеют большую плотность, то в первую очередь в основном рвётся ремень, который отвечает за их вращение. Если ремень порвался, то стоит задуматься о замене либо переборке генератора.
- Прогорание обмотки. Сгоревшая обмотка может возникать по разным причинам. Наиболее распространённой является попадание химикатов и соли, которыми посыпают зимой дороги. После того, как проводка перегорела или просто потеряла свою целостность, прекращается генерация тока.
- Износ либо заедание щёток. Проблемы в щёточном узле возникают из-за того, что износились графитовые стержни. Это достаточно частая проблема, так как многие автолюбители забывают своевременно заменять щётки.
- Поломка реле регулятора. Данная деталь предупреждает перезарядку аккумуляторной батареи и приводит напряжение в заданные параметры.
Так как проверить генератор на машине не всегда бывает удобно в полевых условиях, то стоит заранее проводить плановое обслуживание и не пренебрегать симптомами скорого выхода из строя.
Важные рекомендации
Проверяя работающий генератор, надо быть аккуратным и внимательным. Рукава и прочие детали одежды не должны свободно свисать, так как могут легко попасть в шкив и нанести опасную травму.
Еще несколько важных рекомендаций для владельца авто, решившего научиться, как проверять генератор самостоятельно:
- Нельзя диагностировать агрегат, используя метод КЗ – другими словами, на искру;
- Запрещено соединять выход «30» с кузовом автомобиля;
- Проводить диагностику генератора следует с помощью измерительных приборов – вольтметра или амперметра;
- Если меняется проводка, обеспечивающая генератор током, то нужно подбирать кабеля штатного (аналогичного) сечения и размера;
- Перед тестированием генерирующего устройства, рекомендуется убедиться в работоспособности всех соединений, особенно уделяя внимание натяжению ремня.
Внимание. Правильно натянутый ремень прогибается не более чем на 10 мм, если на него оказывается усилие 10 кгс.
Видео о проверке генератора мультиметром
Проверить исправность ГУ можно разными способами. Главное – это делать периодически, чтобы предотвратить полный выход устройства из строя и не дать неисправности перейти на другие, более важные элементы автомобиля.