Как проверить датчик парктроника
Как проверить датчик парктроника?
Как нам всем известно парктроник это глаза водителя, даже не глаза а шестое чувство, которое помогает ощущать габариты автомобиля и избежать мелких аварий. Эта система чаще всего расположена в задней наиболее выступающей части автомобиля, как правило это задний бампер, однако есть автомобили в которых парктроник расположен как сзади так и спереди. Внешне датчики напоминают кнопочки, их работа заключается в том, что бы распознать расстояние от автомобиля до преград. Датчики работают по принципу ультразвуковых излучений, ультразвук отбивается от поверхности и тем самым оповещает расстояние до объекта. Однако если наша система не оповещает нам об расстоянии или вообще не работает, не стоит пугаться, скорее всего один из датчиков вышел из строя и его необходимо найти и заменить.
Как проверить парктроники
Проверить датчик парктроника на исправность несложно. Существует несколько способов:
- Тест парктроников на щелчки;
- Диагностика на наличие характерной вибрации;
- Проверка парктроника мультиметром в домашних условиях.
Каждый из указанных способов позволит не просто убедиться в неисправности системы сенсоров, но узнать, какой именно не работает.
Для качественной диагностики потребуется помощник, смартфон, мультиметр и инструменты для демонтажа бампера и датчиков.
Как проверить на щелчки?
Активный и корректно функционирующий локатор, при приближении к нему посторонних объектов, издает слабые щелчки. Попросите друга вам помочь:
- Чтобы проверить задние датчики, следует завести автомобиль и перевести рычаг коробки в режим движения задним ходом (трогаться с места не нужно);
- Если же вы не знаете, как определить, какой парктроник не работает впереди, включите первую скорость на механике или режим «D» (drive) на автомате;
- Вы же в это время должны сидеть рядом с локаторами и, поочередно поднося к каждому из них ладонь, внимательно слушать;
- Исправные сенсоры должны издавать слабые частые щелчки, примерно 3-6 в секунду;
- Помощник в салоне должен контролировать систему индикации: работает ли зуммер, что отображает графическая шкала?
Как проверить на вибрацию?
Еще одну тактильную проверку производят таким же способом, в паре с помощником:
- Заведите машину и активируйте парковочный радар;
- Рабочие сенсоры при работе слегка вибрируют. Это легко проверить пальцем, аккуратно проведя им по поверхности датчика;
- Поочередно протестируйте каждую метку на бампере.
Как проверить на щелчки и вибрацию с помощью смартфона?
Обратите внимание, некоторые парковочные радары работают очень тихо, иногда бывает сложно расслышать их щелчки или проверить вибрацию. Чтобы не сделать ложных выводов, рекомендуем проверить данные параметры с помощью специального приложения в смартфоне:
- Скачайте утилиту-анализатор звукового спектра (умеет строить диаграмму принятого звука);
- Активируйте приложение и включите двигатель, переведите рычаг коробки в нужное положение (для запуска парктроников);
- Поочередно подносите микрофон к каждому из датчиков. Во время теста слегка покачивайте гаджетом из стороны в сторону (с амплитудой не больше 2 см);
- Каждый сенсор следует записывать в течение 30 секунд
- После, остается только проверить записи. Сигналы вибрации обязательно отобразятся в диаграмме звука. А щелчки, даже слабые, будут слышны, если прибавить громкость.
Диагностика и варианты ремонта
Система должна реагировать на возникающее препятствие. Если этого не происходит, то первое, что стоит сделать – это очистить датчики или ленту от грязи и влаги. Они очень часто являются причинами нарушения работоспособности прибора.
Очистить нужно также и места, где они расположены. То есть внутреннюю часть бампера под лентой и гнезда, в которых установлены датчики. Не помогает – осматриваем приемопередающие устройства.
Если на металлизированной ленте нет повреждений, то причина неисправности ленточного парктроника, в других частях прибора.
Когда определили нерабочий датчик, то сначала его стоит просушить, возможно, в него просто попала влага. Если так, то после просушки он начнет работать в штатном режиме, если нет, вскроем его, возможно, что повреждена мембрана, ее можно заменить. Но доверить замену мембраны лучше мастеру, поскольку такая работа требует навыков.
Неисправность блока управления парктроника – это, наверно, самая большая беда этого устройства. Самостоятельно можно только визуально осмотреть прибор и проверить его на короткое замыкание. Чтобы осмотреть печатную плату прибора, нужно снять крышку.
Возможно, что при осмотре будет установлена и причина неисправности, например, налет грязи или пыли, или накипи. Накипь может свидетельствовать о пришедших в негодность радиодеталях, например, конденсаторах.
Наиболее распространенные неисправности и способы их устранения
- Включен задний ход, а парктроник не подает сигнала. Возможно, что блок управления не подключен к питанию или неправильно смонтирована, нарушена проводка. В этом случае изменяем схему подключения, восстанавливаем целостность проводки. Обязательно проверяем надежно ли заземление блока.
- Расстояние до помехи определяется неправильно. Возможно, что имеется загрязнение датчиков. Нужно почистить датчики.
- Прибор часто срабатывает на несуществующие препятствия. Возможно, что парктроник настроен на высокую чувствительность или имеется загрязнение датчиков. Нужно провести перенастройку блока управления или почистить датчики.
- Парктроник не определяет вообще никаких помех. Возможно, что прибор настроен на низкую чувствительность, опять же загрязнены датчики или помеха находится в так называемой мертвой зоне парктроника. Нужно или повысить чувствительность устройства, или почистить датчики, перестроить схему установки датчиков, добавить например, в существующую схему еще несколько штук.
- У ленточного парктроника возникают такие же неисправности, что и у парктроника с датчиками. Может быть повреждена лента парктроника. Неисправности могут возникнуть и при загрязнении места расположения ленты. Встречаются неисправности соединительных проводов и блока управления парктроником. Действия при диагностике устройства и ремонте, собственно, такие же, как и при работе с другими типами парктроников.
Проверяем работоспособность парковочных датчиков?
Конечно же, каждый водитель должен знать методы, которые можно использовать для того, чтобы проверить состояние и работу парковочных датчиков.
Самые простые и доступные методы
Взаимная замена — это, пожалуй, самый эффективный и простой метод проверки работоспособности датчика. Тут всего лишь надо поменять местами (переподключить) датчик, который точно рабочий, с тем, который возможно имеет определенные проблемы в работе. Если после замены условно “неисправный” сенсор заработает, то это говорит о том, что проблема заключается не в нем. Скорее всего причина в электропроводке, и надо искать обрыв провода.
Звуковой контроль — еще один довольно простой вариант проверки. Надо лишь включить парктроник и пройти в зону контроля сенсора. Если он исправен, то будет слышен легкий щелчок. Тут очень важно выбрать тихое место, чтобы посторонние звуки не мешали, так как щелчок будет довольно тихим и его важно слушать.
Тактильный контроль — в этом случае также надо включить парктроник и потрогать рабочую поверхность датчика рукой. Должна ощущаться легкая вибрация, которая будет говорить о том, что сенсор рабочий, если ее нет, то, скорее всего, он вышел из строя.
Использование тестера
Так как в основе работы парковочных датчиков лежит пьезоэлектрический эффект, и каждый пьезоэлемент имеет свое сопротивление, то для проверки их работы можно воспользоваться мультиметром.
Устройство надо включить в режиме измерения сопротивления до 2000к. Затем надо контакты мультиметра подсоединить к выводам двухконтактного датчика, который предварительно отключается от парктроника. Если сенсор исправен, то на мультиметре должно показать не 1, это соответствует бесконечности, и не близко к 0.
Обратите внимание, что у трехконтактных датчиков основная электронная начинка и схема подключения заметно отличаются. И модуль приема/передачи подключается параллельно. При этом для каждого отдельного канала приемник передает свой сигнал. Поэтому в них используется специальная встроенная схема с усилителем сигнала. Это все приводит к тому, что полностью проверить работоспособность подобных устройств с помощью мультиметра крайне сложно. Чаще всего ограничиваются определением показателя напряжения между выводами питания. Ремонт их очень сложен и вообще не очень нерентабелен, поэтому лучше всего такой датчик заменить.
Как избежать поломок парктроника
От правильной работы парктроника зависит вероятность повреждения автомобиля при движении в ограниченном пространстве. Соответственно, важно соблюдать простые правила, чтобы всегда быть уверенным в работоспособности системы:
- Обязательно очищайте датчики от грязи и влаги, особенно важно это делать на регулярной основе во время осадков и при наличии слякоти на дорогах;
- Если у вас установлен электромагнитный парктроник, то проверяйте ленту на загрязнение и дефекты. При этом важно отметить, что очищать ленту от грязи следует полностью – с внутренней и внешней стороны. Не забывайте ее регулярно снимать и осматривать;
- Время от времени чистите блок управления от пыли, но делайте это осторожно, чтобы не навредить компонентам печатной платы прибора.
Следует помнить, что во многом правильная работа парктроника зависит от его правильной установки. Следите, чтобы датчики «не болтались», а в случае повреждения бампера, обязательно проведите их диагностику, чтобы убедиться в отсутствии их повреждения.
Причины, приводящие в негодность парктроник
Несмотря на то, что парктроник имеет простое строение, он подвергается воздействию внешних факторов и выходит из строя. Наиболее часто встречающимися причинами, выводящими из строя систему, могут быть следующие факторы:
- стандартный износ составляющих компонентов в результате активной эксплуатации авто;
- механическое воздействие при столкновении;
- повреждение электропроводки;
- изначальные ошибки, допущенные при фиксации прибора (если это не заводская установка);
- негативное постоянное воздействие влаги или грязи на контроллеры;
- короткое замыкание микропроцессорного модуля;
- производственный брак изделия.
При выявлении неисправных элементов системы их необходимо заменить на новые компоненты. Заменить датчики можно как самостоятельно, так и обратиться за помощью в любой сервисный центр.
Рекомендация специалиста: Довольно часто контроллер парктроника выходит из строя из-за попадания в него большого количества воды. Обычно это происходит после дождя. При этом при визуальном осмотре можно и не заметить скопления воды. Для возобновления работоспособности радара его нужно снять и хорошо просушить. После чего поставить на место и проверить работу системы. В большинстве случаев датчики начинают работать правильно.
Как обезопасить себя от поломок?
Для того чтобы парковочный радар прослужил долго и вам не пришлось ломать голову над тем почему он не работает, как его починить очень важно заботиться не только о его правильной установке, а и быть аккуратным в процессе эксплуатации.
Периодически следует проверять датчики и блок управления на наличие загрязнений и жидкости и вовремя её удалять. Если вместо датчиков стоят металлизированные ленты, то проверять наличие влаги и грязи нужно и под ними.
Важно также строго следовать инструкциям в процессе установки, а также эксплуатации акустической парковочной системы. После установки необходимо правильно её настроить.
Точное соблюдение инструкций, правильный уход за системой будут способствовать безаварийной работе парковочного радара в течение многих лет.