Avtobusufa.ru

Автобус УФА
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процедура проведения итогового собеседования в 9 классе 2021

Процедура проведения итогового собеседования в 9 классе 2021

процедура проведения итогового собеседования

Процедура проведения итогового собеседования в 9 классе отличается от процедуры проведения ОГЭ. Итоговое собеседование является первым серьезным испытанием для школьников. Переводные экзамены в конце учебного года никогда не вызывали страха у обучающихся, ведь они проходили в форме обычной контрольной работы, каких в году было немало. Да и присутствие другого учителя в качестве ассистента нисколько не смущало. Итоговое собеседование — это совсем иной вид контроля. Прочитав данную статью, вы узнаете, как проходит испытание. Это поможет избавиться от страха неизвестности и придаст уверенности во время его прохождения.

Демоверсия итогового собеседования в 9 классе 2022 года

Опыт трёхлетнего проведения итогового собеседования уже показал все плюсы и минусы нового устного экзамена.

Какие плюсы в формате проведения ИС можно отметить?

1. Экзамен проводится в своей школе, а «домашние» экзамены всегда вызывают меньше страхов и стрессов.

2. Итоговое собеседование длится не более 15 минут, так что испытание очень короткое по времени.

3. За итоговое собеcедование не ставятся оценки — действует система «зачёт-незачёт».

4. Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов.

5. В случае осечки или отсутствия на экзамене по болезни есть целых две попытки пересдачи.

Какие трудности в сдаче устного экзамена были выявлены в прошлом и позапрошлом году?

1. Формат устного экзамена с видеофиксацией ответов для многих участников оказался трудным из-за волнения и стеснительности некоторых детей.

2. При подготовке участника собеседования к ответам на вопросы есть ограничение по времени — некоторых это нервирует.

3. Самым сложным испытанием оказалось задание №2 — пересказ текста. Дело в том, что при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте.

4. Сроки проверки 5 календарных дней. Конечно, было бы спокойнее, если бы результаты объявляли бы учащимся в день экзамена.

Хотите БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ОГЭ 2022 года — приходите на пробное занятие в Lancman School. Решите продолжить готовиться к ОГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия.

Любой вопрос смело пишите сюда. Мы 13 лет готовим к ОГЭ на высокие баллы. Прокачиваем знания даже самых слабых учеников. Офисы Курсов ОГЭ Lancman School есть на каждой ветке московского метро.

Если хотите сэкономить, но получить при этом качественную подготовку, записывайтесь на наши онлайн-курсы ОГЭ-2022 по русскому языку, математике, обществознанию и английскому языку .

Общая информация об экзамене

Дата проведения — вторая среда февраля.

Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Сроки проверки — не более 5 календарных дней.

Продолжительность экзамена — не более 16 минут.

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Итоговое собеседование 2022

Ваш ребёнок — школьник 1-11 класса? Вы учитель? Отлично! Мы пишем для вас. Узнавайте от нас первыми новости образования, актуальную информацию об экзаменах и просто полезные советы. Кнопка подписки прямо под постом!

Итоговое собеседование — что это за зверь: новый экзамен для 9 классов

Минпросвещения утвердило проведение итогового собеседования (ИС) по русскому языку в качестве допуска к сдаче ОГЭ. 13 февраля 2019 года все девятиклассники России будут впервые сдавать этот экзамен. Уже 22 декабря во всех школах Москвы пройдёт его апробация, но как именно экзамен будут принимать и сдавать, пока не знает никто (кроме разработчиков). Учитель Андрей Рябченко сделал подробный анализ нового экзамена, который вот-вот предстоит сдавать школьникам. Что ж, вопросов к этому ИС очень и очень много.

«Говори, говорю, — говори!»

Из приказа Минпросвещения следует, что сдавать ИС предстоит 13 февраля, однако, в случае провала экзамена или неявки на него (по уважительным причинам), его можно будет пересдать ещё два раза: 13 марта и 6 мая.

Из опубликованных демоверсий и спецификации ИС понятно следующее: всего можно набрать 19 баллов, но получение 10 — уже зачёт. Оценку ставить не будут.

В итоговом собеседовании по русскому языку будет четыре задания:

1. Чтение текста.

2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации.

4. Диалог с экзаменатором.

Кажется, ничего сложного, но для ребят, испытывающих трудности с устной речью, собеседование станет большой проблемой.

1. Чтение: у вас две минуты

Объём текста — 200 слов, четыре микротемы. Основная сложность — обилие личных имён и терминов. На то, чтобы подготовиться к чтению, у ребёнка будет две минуты. По своему опыту могу сказать, что за две минуты такой текст смогут прочесть хотя бы раз далеко не все. А уж законспектировать что-то и подавно.

Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.

Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.

Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?

2. Пересказ: ещё целая минута!

Сам текст, естественно, заберут, а вот цитату оставят.

Читайте так же:
Как получить 5 на Огэ по математике?

Главные трудности для школьников здесь такие:

  • Нужно сначала правильно прочитать, а затем, в пересказе, правильно использовать личные имена. На апробации я сам видел, что дети не могут прочитать такие фамилии, как Вернадский (Вернотский), Раевский (Раёвский), Циолковский (Цылковский) и так далее. Причина банальна — многие из школьников, увы, эти фамилии слышат впервые.
  • Нужно не ошибиться в ударении терминов, хотя над этими словами и будет стоять соответствующий знак. А слова там будут заковыристые: кристаллография, минералогия и т. д. Если ошибся в слове с проставленным ударением — сразу ноль баллов за критерий «орфоэпия».
  • Пересказ должен быть подробным (!), а не сжатым, как на изложении в ОГЭ. Нужно сохранить все четыре микротемы и подробно их передать. Стиль текста должен быть сохранён.
  • Нужно органично ввернуть и использовать предложенную цитату. Цитата даётся в виде закавыченного высказывания с нижеследующим указанием авторства. Нужно сослаться на авторитет автора, привести его слова. Важно, чтобы это было в правильном месте.

Критерии по второму заданию:

  • Балл за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
  • Балл за сохранение фактологической точности. Если школьник скажет, что Гагарин полетел в космос в 1962 году, или, например, что Нахимов был Петром Степановичем — ноль.
  • Балл за умение цитировать в нужном месте.
  • Балл за умение цитировать верно.
  • Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
  • Балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
  • Балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
  • Балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
  • Ну, и балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.

Кстати, по результатам апробации, самое сложное задание — это пересказ, очень многие дети срезались именно здесь. Но за него и больше всего баллов полагается.

Если сдающий отказывается от одного из заданий первой части — за последнюю группу критериев нельзя поставить больше двух баллов.

3. Монолог: только без мата

Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему.

Сложность для школ будет в том, что распечатывать эти фотографии нужно будет в цвете («желательно»). Можно, конечно, и в чёрно-белом варианте, но это значительно усложнит жизнь девятикласснику. Этот вопрос отдали на откуп совести школьных администраций.

Критерии по третьему заданию:

  • За зубодробительной формулировкой «Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему. Сказать смог — балл получил. Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
  • Балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль.
  • Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.

4. Диалог: ребёнок, ты умеешь отвечать на вопросы?

Педагог-экзаменатор задаёт несколько вопросов по теме, на которую был монолог. Не менее трёх вопросов, цель которых — не выпытать тайные знания тамплиеров, а выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.

Критерии по четвёртому заданию:

  • Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
  • Балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».

И баллы за оба задания второй части:

1. Грамматические нормы.

2. Орфоэпические нормы (можно допустить два промаха).

3. Речевые нормы.

Кстати, за слова-паразиты в речи баллы будут снижать именно в этом критерии, причём считать их будут поштучно (три раза «короче» — одна ошибка, «короче» и «ну» — две ошибки). Всего можно допустить три ошибки.

4. Очередное «речевое оформление». В общем, как и при оценке первой части.

5. Богатство лексики, её сложность и логичность построенных текстов.

Как и в первой части, если сдающий отказался от одного из заданий, то по последней группе критериев он, в самом лучшем случае, получит не более двух баллов.

Читайте так же:
Какие шины стоят на Рено Дастер?

Всего на экзамен отводится 15-16 минут. Выходить за границу этого периода нельзя. Что успел выполнить — за то и получишь баллы.

Сложно будет всем

Экзамен, который проводится впервые, конечно, вызывает множество вопросов. Прежде всего, по организации и действиям участвующих. Тем более если учесть, что до апробации остаётся меньше недели, до самого экзамена — меньше двух месяцев, а экспертов, которых бы обучили тонкостям, пока не более 200-300 на Москву.

Какие сложности будут у школ:

  • Пока непонятно, как записывать речь ребёнка. По задумке, запись у одного эксперта должна быть одна, непрерывная. То есть если нужно выслушать 15 девятиклассников, ты включаешь диктофон (ну или что дадут) и следующие почти четыре часа не выходишь из кабинета. Никуда. Даже в туалет. Впрочем, уверен, что проблема будет решена как при сдаче английского языка.
  • Цветная распечатка КИМ, о которой уже упоминалось. Строить текст по цветной картинке ребёнку проще, но у большей части школ просто нет цветных принтеров.

Чьё присутствие необходимо на экзамене? Во-первых, это эксперт, который и будет оценивать ответ ребёнка. Во-вторых, экзаменатор-собеседник, который будет строить весь диалог. В-третьих, организаторы вне аудитории, в-четвертых, техники. Но главное действующее лицо — ребёнок.

Алгоритм действий ребёнка на экзамене:

1. Зайти в аудиторию, поприветствовать всех (уже здесь начинается оценивание, например, понимания речевой ситуации ребёнком), назвать ФИО и номер варианта КИМ.

2. Перед ответом на каждое задание нужно чётко произносить его номер (кроме четвёртого, где диалог сразу начинает экзаменатор).

3. Выбрать тему для собеседования во второй части экзамена.

4. Если школа сможет предоставить ребёнку такую возможность, то прослушать начало своего ответа, чтобы убедиться, что всё записалось, что не было технического сбоя. Кстати, если сбой всё же был — скорее всего, придётся отвечать заново.

Алгоритм действий эксперта на экзамене:

1. Тихонько сидит в стороне. Чем меньше его видно и слышно, тем лучше. Так ребёнку проще отвечать.

2. Заполняет протокол ИС: ФИО сдающего, класс, номер аудитории и варианта, баллы за каждое задание и итоговый вывод: зачёт или незачёт.

Эксперту даётся пять суток, чтобы заполнить протоколы. Нужно это для того, чтобы можно было переслушать ответы ребёнка на записях. Выуживать речевые и грамматические ошибки в режиме устной речи очень тяжело. Экспертом не может быть учитель-русовед, который ведёт у этого ребёнка уроки.

Алгоритм действий экзаменатора-собеседника на экзамене:

1. Создаёт благожелательную атмосферу во время экзамена. Надо сказать, что его роль важнее роли эксперта. От того, как он разговорит ребёнка, как он будет его подбадривать, указывать на оставшееся время и так далее, на треть зависит, насколько успешно ученик справится с ИС.

Страсти по ОГЭ: поступить в 10 класс станет ещё сложнее

Кстати говоря, очевидно, что школы будут выбирать экзаменаторов из числа учителей английского языка, которые участвуют в похожем экзамене по своему предмету, или из преподавателей начальной школы, у которых есть ежедневный опыт разговора даже с самыми застенчивыми буками.

2. Проверяет паспортные данные.

3. Фиксирует время начала и окончания экзамена.

4. Обязательно напоминает ребёнку, что тот имеет право делать пометки при подготовке и чтения, и пересказа текста, хоть в виде плана, хоть выписывая отдельные сложные слова.

5. Напоминает, что ребёнок читает цитату: его задача — не запомнить её, а верно использовать.

6. Плавно переходит от третьего задания к четвёртому, то есть от монолога к диалогу без объявления номера задания.

Вопросов много — ответов пока нет

Вся вышеперечисленная информация почерпнута из опубликованных демоверсий и спецификаций ИС, опыта апробации экзамена в школах и курсов повышения квалификации в Московском центре развития кадрового потенциала образования. Однако остаётся ряд вопросов, ответы на которые, возможно, есть у разработчиков экзамена, но они их не раскрывают. Итак, вопросы.

1. Будет ли оплачена работа учителей на этом экзамене? Впрочем, судя по тому, что экзамен проводится в будний день, преподавателей снимут с уроков, на уроках их заменят другие учителя, то нет.

2. Что делать с теми детьми, которые заикаются? Понятно, что если мы говорим о ребятах с нарушениями речи, о чём есть соответствующее заключение, проблемы нет. А если ребёнок просто заикается? Ведь чем сильнее волнение, тем больше он будет заикаться…

3. Что делать с детьми мигрантов, для которых русский язык неродной?Никаких послаблений в этом случае не предусмотрено. Разработчики, наверное, считают, что раз ты учишься в обычной школе, то и проблем с говорением быть не должно, иначе — тебе в какую-то другую школу. Но какую? По своей практике могу судить, что много случаев, когда ребёнок только в восьмом или девятом классе переезжает в Россию. Таким детям будет очень сложно сдать этот экзамен.

4. Ну, и самый главный вопрос: зачем нужен этот экзамен?

Разработчикам важно проверить, развито ли у детей умение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей». Если не развито — надо это исправить!

Но исправляется ли это дополнительным экзаменом? Нет. Можно ли это исправить за год, если провести апробацию, скажем, в восьмом классе и понять, что всё плохо? Нет. Отвечает ли только русовед за развитие речи у детей? Тоже нет. И что делать тем, кто не сдаст?

Читайте так же:
Чем опасно отсутствие масла в двигателе?

Бланк итогового собеседования

alt скачать (*.pdf)

Правила заполнения бланка итогового собеседования в 2019 году

alt скачать (*.pdf)

Правила заполнения бланка итогового собеседования по русскому языку в Курской области в 2019 году

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила заполнения бланка итогового собеседования (далее – Правила) предназначены для:

— участников итогового собеседования;

— экспертов комиссии по проверке итогового собеседования в образовательных организациях.

1.2. При заполнении бланка итогового собеседования необходимо точно соблюдать настоящие Правила, так как информация, внесенная в бланк, сканируется и обрабатывается с использованием специализированных аппаратно-программных средств.

2. Основные правила заполнения бланка итогового собеседования

2.1. Бланк итогового собеседования (Приложение к Правилам заполнения бланка итогового собеседования по русскому языку в Курской области в 2019 году) заполняется гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Участник итогового собеседования должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланке заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника итогового собеседования).

Если участник итогового собеседования не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

2.2. Категорически запрещается:

— делать в полях бланка, вне полей бланка или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей бланка;

— использовать для заполнения бланка иные письменные принадлежности, в т. ч. ручки с цветными чернилами вместо ручки с чернилами черного цвета, карандаш, средства для исправления внесенной в бланк информации (корректирующую жидкость, ластик и др.).

2.3. Символ («крестик») вносится экзаменатором-собеседником в поля «Удален с итогового собеседования в связи с нарушением процедуры» или «Не закончил итоговое собеседование по уважительной причине» бланка при необходимости. Символ («крестик») не должен быть слишком толстым. Если ручка оставляет слишком толстую линию, то вместо крестика в поле нужно провести только одну диагональ квадрата (любую).

3. Заполнение бланка итогового собеседования

3.1. Бланк итогового собеседования состоит из двух частей:

верхняя часть (регистрационная часть) – заполняется участником итогового собеседования;

нижняя часть (баллы по критериям оценивания выполнения заданий) – заполняется экспертом.

3.2. По указанию экзаменатора – собеседника участники итогового собеседования заполняют регистрационную часть бланка, включающую следующие поля:

— дата проведения экзамена (ДД-ММ-ГГ);

— код образовательной организации;

— номер и буква класса (при наличии);

— код пункта проведения экзамена;

— номер аудитории (в которой участник проходит итоговое собеседование);

— отчество (при наличии);

— номер и серия документа, удостоверяющего личность.

Поле «Номер варианта» заполняется в аудитории проведения итогового собеседования после выбора участником собеседования варианта КИМ.

4. Заполнение бланка итогового собеседования
при проверке итогового собеседования

4.1. Правила заполнения экспертом нижней части бланка итогового собеседования.

Нижняя часть бланка заполняется гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Эксперт комиссии заполняет оригиналы бланков итогового собеседования.

4.2. Заполнение критериев оценивания выполнения заданий.

По каждому критерию оценивания выполнения заданий эксперт в бланке выставляет баллы в соответствии с критериями оценивания, разработанными ФГБНУ «ФИПИ».

Если критерий выполнен в клетке ставится «1», если критерий не выполнен — «0».

В поле «Общее количество баллов» эксперт выставляет общее количество баллов, набранные по критериям оценивания.

Если участник итогового собеседования набрал 10 баллов и более, то эксперт ставит метку «Х» в поле «Зачет». Если участник итогового собеседования набрал менее 10 баллов, то эксперт ставит метку «Х» в поле «Незачет».

4.3. После окончания заполнения бланка эксперт в поле «Ф.И.О. эксперта» вписывает свою фамилию, имя, отчества. В поле «Подпись эксперта» ставит свою подпись.

Как проходит итоговое собеседование в 9 классе?

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования – 20. Участник собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

Успешное прохождение итогового собеседования является допуском девятиклассника к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Данная норма определена Порядком проведения ГИА, утвержденным совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 года №189/1513.

Сроки проведения итогового собеседования

Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие обучающиеся:

  • получившие по итоговому собеседованию по русскому языку неудовлетворительный результат («незачет»);
  • не явившиеся на итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • не завершившие итоговое собеседование по русскому языку по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
Читайте так же:
Как узнать на кого зарегистрирован номер телефона теле2?

Места подачи заявления на участие в итоговом собеседовании

Для участия в итоговом собеседовании по русскому языку обучающиеся подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в образовательную организацию по выбору экстерна. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседовании по русскому языку.

Места проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.

Собеседование как допуск к ОГЭ

С 2018/2019 учебного года итоговое собеседование по русскому языку станет обязательным допуском для девятиклассников к ОГЭ (основному государственному экзамену). Процедура направлена на проверку спонтанной речи.

  • ГИА – Государственная итоговая аттестация;
  • ОГЭ – Основной государственный экзамен;
  • ЕГЭ – Единый государственный экзамен.

«Введение устной части в девятом классе – это выполнение давнего запроса. Потому что с момента рождения ЕГЭ мы отмечали, что устная, речевая деятельность в экзаменах девятого и одиннадцатого классов отсутствовала», – рассказала председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова.

Несмотря на то, что устная часть есть в экзаменах по иностранному языку, в русском языке ее не было, отмечает Дудова. По ее словам, девятый класс для апробации выбран правильно. «Устная деятельность является обязательным навыком и компетенцией. Старшая школа предполагает большой процент работ, связанных с речевой активной деятельностью устно. Это касается и презентации исследовательских работ, также это неотъемлемая часть проектной деятельности, об итогах которой нужен доклад», – сказала председатель координационного совета.

«Введение итогового собеседования определяется нормативными документами. В образовательном стандарте есть обучение устной речи, но мы ее никак не проверяем на уровне аттестации», – подтвердила порталу Москва 24 руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

По словам директора Федерального института педагогических измерений Оксаны Решетниковой, модель итогового собеседования рождалась два года – все это время «шли обсуждения и с профессиональным сообществом, и с учителями». «В 2016-м первая маленькая апробация проводилась в трех субъектах РФ. В 2017 году – в 21 субъекте. В нынешней широкомасштабной процедуре принимают участие около 80 процентов школ, это более 800 тысяч учащихся», – уточнила она.

Зачет/незачет

Собеседование выпускникам девятых классов предстоит проходить в своих школах, а оценивать их будут по системе «зачет»/»незачет». Со следующего учебного года проводить собеседование будут во вторую среду февраля. Пропустившие или получившие «незачет» смогут пройти его в дополнительные дни – вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая.

Фото: ТАСС/Юрий Машков

Как получить зачет за итоговое собеседование?

Текст: Наталья Лебедева/РГ

В 11-м классе выпускники пишут обязательное итоговое сочинение, а в 9-м классе в этом году ввели итоговое устное собеседование. И если в этом году испытание пройдет в тестовом режиме, то уже со следующего года зачет за собеседование станет допуском к ОГЭ — выпускному экзамену для девятиклассников.

Идея вроде бы здравая — проверить, насколько грамотно наши школьники умеют строить свои мысли и выражать их вслух. Но как любое нововведение, вызывает много вопросов и сомнений. Больше других озадачены учителя русского языка и литературы, которым придется не только готовить детей к новому испытанию, но и самим пройти обучение, чтобы стать экспертом по оценке речевой деятельности ученика. Родителей успокаивает тот факт, что оцениваться собеседование будет по принципу «зачет-незачет», так что по идее даже троечник имеет все шансы получить доступ к ОГЭ. А что же сами ученики — готовы ли они к устному диалогу с учителем?

О том, как правильно подготовиться к устному собеседованию, рассказал кандидат филологических наук, автор учебников и учебных пособий по русскому языку Андрей Нарушевич.

Андрей Георгиевич, давайте начнем с первого задания — чтение текста вслух. Вроде для девятиклассника должно быть несложно…

Андрей Нарушевич: Это обычное выразительное чтение вслух, когда учащийся может передать интонацию вопроса, утверждения, восклицания и когда в звучащем тексте ясен смысл. Ребятам будет предложен небольшой публицистический текст, до 200 слов. Это будут тексты о великих людях России, и читать их нужно так, чтобы показать значимость деятельности того или иного человека, писателя, художника, ученого, полководца… Обратите внимание, в тексте могут быть сложные для озвучивания элементы. Например числительные, которые нужно уметь правильно склонять. Или слова, которые сложны с точки зрения постановки ударения. Но на самом деле их немного, около 60, и полный список можно посмотреть в словнике, который ФИПИ предлагает для 11-го класса.

Еще один важный аспект — это темп, который должен соответствовать коммуникативной задаче.

Не нужно спешить, потому что спешка и волнение мешают выразительности. Но и слишком медленно складывать слова в предложения тоже не стоит. Поэтому предпочтителен средний темп — примерно 120 слов в минуту. И я не советую ученикам спешить во время подготовки к первому заданию, за отведенные две минуты можно успеть прочитать текст дважды и подумать о соответствии и интонации.

Читайте так же:
Как влияет уровень топлива в поплавковой камере на работу двигателя?

Второе задание: пересказать прочитанный текст, правда, есть подвох — вставить высказывание известного человека о главном герое текста в наиболее подходящее место. Как лучше выполнять это задание?

Андрей Нарушевич: Во время пересказа необходимо подумать, из каких частей, микротем, состоит текст и в какую из них я должен включить предложенное разработчиками высказывание. Эксперт будет оценивать сохранение всех микротем и логичность включения высказывания.

Отдельный элемент оценки — правильность включения цитаты. Это прямая речь или косвенная, были ли использованы водные слова. Какие именно конструкции стоит использовать при цитировании, об этом ученикам должен рассказать учитель.

Наверное, самым тяжелым для девятиклассников окажется третье задание, в котором им предстоит выступить в качестве оратора.

Андрей Нарушевич: Третье задание — это монолог. Ученик может выбрать одну из трех предложенных тем и соответствующий ей тип речи: описание (когда нужно описать фотографии или человека на фотографии), повествование (рассказ на основании жизненного опыта) и рассуждение. Советую выбирать тот тип речи, который близок самому ученику, а также тему, которая ему наиболее интересна. Это поможет ему сделать связанное высказывание.

Наш опыт показывает, что на первый взгляд такая простая форма, как описание, оказалась для учеников самой сложной.

Потому что от школьника требуют построить описание, исходя из темы, заданной на карточке. Например, увлечение, праздник… А ученики часто просто констатируют разрозненные факты: трава зеленая, крыша черепичная, а забор высокий… Хотя задача стоит иная — построить описание определенной направленности по заданной теме. Поэтому когда мы описываем женщину с мольбертом, сидящую на лоне природы, исходим из того, что тема описания — увлечение, а конкретнее, увлечение живописью. И описание строится так: чем увлечена женщина, почему она находится здесь и так далее…

Также и при повествовании, и при рассуждении ребята обязаны держать тему. И, если ученик выбрал рассуждение, то он должен помнить, что в конце он обязан дать четкий ответ на поставленный вопрос.

И я бы посоветовал девятиклассникам обратить внимание на вопросы, которые есть в каждой карточке. Ответы на них могут стать своеобразным планом ответа.

А в чем сложность диалога с экзаменатором?

Андрей Нарушевич: Диалог будет обязательно связан с темой монолога. На карточке, которая будет в руках у учителя, предложены три вопроса по теме, над которой ученик работал в третьем задании. Но экзаменатор может задать и свои вопросы. Все-таки диалог ­— это живое общение, и мы понимаем, что следующий вопрос, как правило, связан с ответом на предыдущий вопрос. И задача экзаменатора помочь ученику выстроить этот диалог.

Главное, что должен запомнить ученик, — ответы на вопросы не должны быть односложными. «Да», «Нет», «Не знаю» — за такие ответы он получит 0 баллов.

А как сделать ответ развернутым? Обратиться к причине: Да, я общаюсь в социальных сетях, потому что… Потому что сегодня трудно представить человека, который бы…

Пожалуй, это самый простой способ сделать свой ответ развернутым. Дальше надо только выстроить систему аргументации — почему я так ответил на данный вопрос.

Еще один момент. Дети часто бывают слишком категоричны в своих высказываниях. Поэтому мой совет — смягчайте категоричность и в диалоге, и в монологе с помощью вводных слов: мне кажется, как мне представляется… Это категория вежливости, о которой тоже не следует забывать.

К чему готовиться ученикам, стало понятнее, а нужна ли особая подготовка учителям?

Андрей Нарушевич: Все учителя, которые будут принимать собеседование, должны пройти обучение. С критериями оценки проблем возникнуть не должно, потому что систему постарались максимально упростить: за каждый раздел можно поставить 1 или 0 баллов. Если же спорная ситуация все-таки возникнет, то собирается специальная комиссия, которая прослушивает запись ответа (все ответы учеников записываются) и решает, как оценить ответ.

Насколько требования, которые предъявляются к ученикам, соответствуют школьной программе? Хватит ли им полученных на уроках знаний или понадобится дополнительная подготовка?

Андрей Нарушевич: В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано овладение различными видами чтения, в том числе и выразительным. В современных учебниках подробно рассказывается, что такое интонация и как ее можно использовать в разных синтаксических конструкциях. Что такое монолог, описание, повествование, рассуждение, сочинение по картине, — все это должно быть ученику знакомо. Поэтому перед экзаменом все это нужно просто повторить и следовать советам учителя.

Как показывает практика, наибольшую сложность вызывает переключение с одного задания на другое. Вроде бы вид деятельности один — говорение, но ученикам сложно сначала прочитать, пересказать, а потом сразу же построить монолог. Да и 15 минут, отведенных на экзамен, часто не хватает. Не все успевают за это время выполнить все задания. Три минуты на монолог — для многих вписаться в эти жесткие временные рамки очень непросто.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector