Как прокачать тормоза с АБС одному человеку
Как прокачать тормоза с АБС одному человеку
Тормозная система автомобиля в процессе эксплуатации нуждается в периодической диагностике основных узлов и элементов. Нередко в процессе реализации указанных мер у владельца авто возникают сложности, в силу его неосведомленности, дефицита информации или отсутствия практических навыков.
Зачастую трудности подобного рода сопряжены с прокачкой тормозной системы, которую требуется произвести после ремонта, а также замены комплектующих частей и рабочей жидкости. Ситуацию нередко усугубляет и тот факт, что автолюбитель не всегда имеет возможность рассчитывать на помощь со стороны.
Так или иначе, раньше, когда тормозная система авто не отличалась наличием современных новшеств, эта проблема находила своё решение. Теперь же, когда подавляющее большинство машин оснащается системами ABS, процедура прокачки тормозов для обладателей таких авто выходит за рамки установленных методов и приёмов. Тем не менее подобная операция, при грамотном подходе, осуществляется без особых проблем.
Когда необходима прокачка
После ремонта
Прокачивать тормоза придется во всех случаях, когда герметичность системы была нарушена:
- Замена, ремонт главного или рабочих тормозных цилиндров;
- Повреждение и замена шлангов, развальцовка тормозных трубок;
- Ремонт прочих узлов и элементов тормозной системы.
Периодическая замена жидкости
Универсального ответа на вопрос «как часто менять тормозную жидкость» нет. Если в технической документации вашего автомобиля нет четкого указания о периодичности замены, рекомендуется делать это 1 раз в 2 года, либо после 50 тысяч пробега.
Основная причина замены – накопление влаги в жидкости. Чем это опасно?
Влага снижает температуру кипения. Трение при торможении вызывает нагрев колодок, суппортов и самой жидкости, вплоть до закипания. При закипании выделяются пузырьки воздуха, чем опасен воздух в тормозной системе писалось выше. Кроме этого вода вызывает коррозию, может замерзнуть. И то и другое чревато последствиями.
Неудовлетворительная работа
Как правило, водитель замечает изменение в работе тормозов: снижение эффективности, провалы педали, замедленная реакция на нажатие и так далее. В этих и других случаях, решением проблемы может стать прокачка тормозов.
Схема прокачки тормозов на ВАЗ-2110
Тормозная система ВАЗ-2110 имеет два контура, работающих по диагональной схеме. Этим продиктован порядок удаления воздуха из системы. Выполняя работу, необходимо обязательно следовать такой последовательности прокачки:
- Правое заднее колесо.
- Переднее левое.
- Заднее левое.
- Переднее правое.
Порядок прокачки тормозной системы ВАЗ-2110 и модификаций.
Необходимые материалы
Перед началом прокачки необходимо запастись тормозной жидкостью для долива.
Запасаемся тормозной жидкостью определенной марки, а если марка нам не известна – готовимся к её полной замене.
При этом важно помнить, что жидкость должна быть именно той марки, которая была использована ранее. Ели мы не уверены в том, какая тормозная жидкость залита в систему ВАЗ-2110, лучше перестраховаться и заменить её полностью . В противном случае, при смешивании жидкостей разных типов, в системе могут образоваться сгустки, что выведет тормоза из строя.
Также для работы будет необходима прозрачная ёмкость , до половины наполненная жидкостью, шланг для штуцера длиной около 40-50 см, накидной ключ с вырезанным сегментом (штуцерный ключ).
Прокачка тормозов с помощником
Потребуется помощник. Поехали.
- Открываем крышку бачка с жидкостью и доливаем её до максимально допустимой отметки.
Доливаем тормозуху в бачок.
Снимаем защитный колпачок со штуцера правого заднего колеса.
Блокируем «колдун», если нужно.
Надеваем шланчик на штуцер, подсоединяем к емкости и наливаем в ней тормозную жидкость.
Прокачиваем остальные тормозные механизмы в порядке очередности.
Далее прокачиваем тормозные механизмы остальных колес, согласно порядку прокачки.
Прокачиваем тормоза самостоятельно, без помощника
Если не удалось найти ассистента — не беда.
Чтобы одному прокачать тормоза, понадобится крышка от бачка, шланг и сосок для бескамерной шины.
Прокачаем сами, но для этого нужно запастись крышкой от тормозного бачка старого образца, без указателя уровня жидкости. Ещё понадобится обычный ниппель от автомобильной камеры и сверло на 14. Высверливаем в центре крышки отверстие, вставляем ниппель. Приспособление готово. Переходим к прокачке:
- Доливаем жидкость в бачок до максимума.
- Закрываем бачок нашей крышкой с ниппелем.
Накручиваем крышку с прокладкой на бачок.
Другой конец шланга прикрепляем к ниппелю камеры.
Для удобства в шланг можно врезать краник от пневмосистемы.
Как прокачать ABS-тормоза
Прежде всего, стоит отметить, что прокачку нужно проводить с напарником. Рекомендуется незадолго до выполнения работ осмотреть резьбу штуцера прокачки, нередко он бывает сильно схвачен коррозией, и чтобы избежать срыва и поломки резьбы металл нужно заблаговременно обработать смазкой WD-40. Помимо этого, чтобы при замене тормозной жидкости не залить излишек, следует отметить его уровень на расширительном бачке.
После отключения штекера системы АБС можно приступать к процессу прокачки. Качественно и правильно прокачать тормоза с такой системой можно только в помещениях, оборудованных ямой или эстакадой. Первым рекомендуется прокачивать переднее левое колесо, за ним – переднее правое. Далее левое заднее колесо, после – правое заднее.
Прокачка тормозной системы
Прокачка тормозов выполняется для удаления воздуха из системы. Данная процедура всегда сопутствует замене тормозной жидкости. То есть прокачивание осуществляется с той же периодичностью, что и замена — раз в 40-60 тысяч км.
- Кроме того, прокачка требуется:
- после любых ремонтных работ, связанных с тормозами (замена колодок, цилиндра, тюнинг и т. д.);
- при разгерметизации системы (повреждены шланги);
- в случае падения уровня тормозной жидкости в бачке ниже минимальной отметки.
Признаками наличия воздуха выступает «мягкая педаль»: после нажатия с привычным усилием не следует реакции со стороны тормозов (вовсе или частично). Этот «симптом» не является однозначным, однако может указывать на нарушения герметизации системы.
Что понадобится для прокачки?
Нужно приготовить небольшой перечень «инструментов»:
- пластиковая емкость (например, бутылка);
- прозрачная резиновая трубка, по диаметру подходящая штуцеру (клапан выпуска воздуха);
- тормозная жидкость (используйте рекомендованную производителем или ту, что уже есть в системе; смешивание разных приведет к пагубным последствиям, исправить которые выйдет лишь повторной заменой «тормозухи»);
- несколько гаечных ключей.
В автомобильном магазине можно купить уже соединенную тару с трубкой. Однако в этом нет особой необходимости, так как конструкцию можно сделать из подручных средств самостоятельно, что будет дешевле.
Как прокачивать тормозную систему?
Изначально стоит обозначить, в каком порядке проводится прокачка. Зачастую эту информацию можно найти в мануале конкретного авто. Если техническая документация ответа не дает, то применяется такая последовательность: колеса прокачиваются поочередно буквой «Z», начиная с самого дальнего от главного тормозного цилиндра (бачка).
Процедура начинается с размещения автомобиля на эстакаде или яме. Затем снимаются все колеса, чтобы обеспечить свободный доступ к штуцерам. Далее тормозная жидкость заливается в бачок до отметки «MAX» и очищаются все клапаны от грязи. В последнюю очередь откручивается колпачок со штуцера и на отверстие одевается один конец заготовленного шланга, другой опускается в пластиковую тару. В нее наливается столько тормозной жидкости, чтобы конец трубки был полностью перекрыт для препятствования попадания воздуха в систему.
Теперь приготовления окончены и можно приступать к самой прокачке, для чего лучше пригласить кого-нибудь в помощь:
- Попросите помощника нажать на педаль тормоза 2-5 раз с интервалом в несколько секунд.
- при крайнем нажатии он должен зажать педаль и удерживать в таком положении — из штуцера по трубке польется жидкость. Примечание! Если помощника нет, то для давления на педаль можно использовать газовый упор.
- Предыдущие два пункта необходимо повторять до момента, когда выйдут все пузырьки воздуха и выливаемая «тормозуха» станет чистой.
- Отсоединяется трубка, надевается колпачок на клапан и повторяется указанный выше порядок действий с остальными колесами в правильной последовательности.
ВАЖНО! Нельзя допустить, чтобы при прокачке уровень жидкости в бачке упал ниже отметки «MIN», иначе в систему попадет воздух и придется все повторять заново. Потому нужно доливать «тормозуху» по мере ее выливания.
Альтернативные варианты прокачки
Существует еще два метода прокачивания тормоза. Они основаны на одном и том же принципе, но отличаются в деталях. Сначала берется крышка, аналогичная той, которой закрывается цилиндр с тормозной жидкостью. Ее необходимо вкрутить вместо «родной», предварительно модифицировав одним из следующих способов:
- страивание шприца с набранной «тормозухой»;
- врезание автомобильного ниппеля (через него подключается компрессор).
Затем нажатиями на шприц или посредством включения подсоединенного прибора создается давление, за счет которого из системы выдавливается воздух.
ВАЖНО! Проследите, чтобы давление в цилиндре не превышало 1 атмосферы (желательно держать в промежутке 0,5-0,8). В противном случае бачок может разорваться.
Особенности ABS
В процессе торможения на центральный пульт поступают сигналы с датчиков передних и задних колёс. Происходит эффективное замедление вращения колёс с такой же скоростью, как и скорость движения автомобиля. Тесты и расчёты показали, что такая тормозная система наиболее эффективна при любой погоде и на любом дорожном покрытии.
Изображение тормозной системы с ABS
Несмотря на технические отличия систем ABS у разных марок автомобилей, все устройства имеют следующие составляющие:
- Датчики ускорения и замедления, расположенные на ступицах колёс.
- Клапаны управления, которые регулируют давление в магистрали основной тормозной системы.
- Электронный блок, который обрабатывает сигналы и по ним регулирует положение клапанов.
Совет: Покупая автомобиль с установленной на нём ABS, не стоит расслабляться. Система лишь помогает в экстренных ситуациях на дороге, а не полностью берёт управление в свои руки.
Практические советы и нюансы при прокачке тормозов
Даже при соблюдении всех пунктов детальной инструкции нельзя быть полностью уверенным в правильности своих действий и надежном результате. Опытные автомобилисты знают, что секреты любых самостоятельных манипуляций в автомобиле кроются в деталях.
Во время работы с каждым колесом стоит немного наклонить автомобиль в соответствующую сторону. В таком случае, воздух внутри системы будет подниматься вверх и быстрее выйдет к резьбовому клапану. Дополнительно активизирует процесс легкая вибрация, если постучать по суппорту.
Помимо основного способа, можно прокачать тормоза самотеком. Необходимо открутить клапаны и вовремя доливать необходимую тормозную жидкость в бачок питания. Процедура достаточно длительная и доступна только опытным автолюбителям. Более того, она не подходит для транспортных средств, где установлены контрольные клапаны давления оттока.
Прокачка тормозов, опираясь исключительно на свой опыт, чревата поломками в тормозной системе. Неправильные действия могут привести к появлению большого скопления воздуха в магистралях. Перед тем как приступить к работе стоит ознакомиться с опытом других людей или посмотреть обучающие ролики в сети:
Каждая система автомобиля заслуживает отдельного внимания. От правильной работы внутренних механизмов зависит не только исправная работа транспортного средства, но и безопасность людей. Своевременная прокачка тормозов обеспечит качественную работу автомобиля в экстренных ситуациях.