Замена жидкости гидроусилителя руля
Замена жидкости гидроусилителя руля
Рулевые рейки с гидроусилителем руля появились на иномарках в 50-ых годах прошлого века. В Советском Союзе первым таким автомобилем являлся карьерный самосвал МАЗ-525. Первый легковой автомобиль в СССР, оборудованный этой системой, был автомобиль высшего класса ЗИЛ-111 1958-го года выпуска.
В настоящее время система гидравлического усиления руля является стандартом в автомобилестроении. Однако до начала двухтысячных годов в России еще выпускались автомобили с обычной механической рулевой рейкой.
Несмотря на всеобщую стандартизацию, большинство водителей по-прежнему не придают значение жидкости для гидроусилителя при самостоятельном техобслуживании авто. Между тем, она имеет свой конечный ресурс, а его истощение чревато проблемами для ГУР.
Для чего нужна система гидроусилителя руля, из каких элементов состоит, каким поломкам она подвержена? Читайте об этом в статье. Также вы узнаете как поменять жидкость в гидроусилителе своими руками.
Чёткого ответа о периодичности смены масла не существует, ведь таковая зависит от интенсивности пользования машиной. Но существуют приблизительный (рекомендуемый) показатель: при среднегодовом пробеге в интервале от 10 до 20 тыс. км следует менять жидкость через 2-3 года.
Но важно следить за состоянием средства для ГУР (и ЭГУР тоже: в ней оно через два года активной эксплуатации станет темнее). Именно это и определяет, требуется на данный момент доливание или нет.
А если не менять жидкость в ГУР?
Состав, циркулирующий в конструкции, постоянно испытывает перепады температуры и поэтому постепенно теряет свои качества. Свою «лепту» в этот процесс вносят микрочастицы металла, образующиеся в результате естественного износа деталей управления. В итоге машина начинает плохо слушаться руля.
Наиболее радикальный итог несвоевременной замены жидкости ГУР – заклинивание системы, что чревато созданием аварийной ситуации.
Смешивание масла для ГУР по цвету
Автолюбители предпочитают различать масло для системы ГУР по цвету и руководствоваться тем самым правилом палитры при заливе масла в бак. На самом же деле, один и тот же цвет жидкости может отличаться по своим параметрам, а именно по вязкости, присадками и типу базы, а значит, не подлежать смешиванию.
Важно помнить, что гидравлические жидкости, которые отличаются между собой химическим составом, категорически запрещается смешивать. Имеется в виду, соединение минеральных масел с синтетическими или же полусинтетическими.
Красные и желтые минеральные жидкости перемешивать между собой можно. А вот масла зеленых оттенков не подлежат смешиванию с жидкостями красного или желтого цвета, из-за отличия их химических свойств. То есть, масла зеленого цвета можно смешивать только с такими же жидкостями по цвету и составу.
Как заменить жидкость ГУР
Чтобы не разлить жидкости при сливании, рекомендуется вначале откачать ее часть из специального бачка. Для этого, его крышка откручивается, а внутрь вставляется шланг, присоединенный к большому шприцу. Откачивание жидкости происходит небольшими порциями до тех пор, пока бачок не станет пустым.
С бачка нужно снять все шланги и патрубки. Для этого вначале откручивается хомут шланга, идущего к насосу. После демонтажа, остатки жидкости из шланга сливаются в ту же самую тару. После насоса, откручивается шланг обратного хода жидкости. С него таким же образом сливается оставшееся количество жидкости ГУР.
Как только бачок освободиться, он откручивается и снимается. После этого, его проверяют на наличие различных дефектов и тщательно промывают от остатков жидкости. Далее бачок устанавливают на место и присоединяют к нему шланг, ведущий к насосу. А второй шланг опускают в тару для сбора отработанной жидкости.
Руль необходимо вращать в разные стороны, тогда жидкость будет выходить намного быстрее. Многие водители ошибочно запускают двигатель, чтобы ускорить данный процесс. Сливание жидкости несомненно ускорится, однако, попавший в систему воздух может быстро вывести из строя ГУР.При этом не забудьте предварительно установить упоры под задние колёса.
Теперь установите шланг обратного хода на место и залейте жидкость ГУР в бачок до требуемого уровня — до отметки «max». После этого, вращайте рулем в разные стороны до упора и, по мере убывания жидкости, доливайте снова необходимое количество. Как только она перестанет убывать, запустите мотор и снова повращайте рулевым колесом. Заглушите двигатель и долейте недостаточное количество жидкости.
Снова доливаем жидкость в бачок и вращаем рулевое колесо. Эту процедуру необходимо выполнять до тех пор, пока из возвратного патрубка потечёт чистая жидкость.
После этого закрепите бачок болтами с помощью торцевого ключа на 10 и подсоедините патрубки. Зафиксируйте их хомутами с помощью пассатижей. Долейте жидкость в бачок до отметки «max». Запустите двигатель и несколько раз проверните руль в разные стороны. После выключения мотора долейте масло в бачок до необходимо уровня, между «min» и «max».На этом процесс замены жидкости ГУР завершен.
Когда нужно менять масло в ГУР руля?
Заливать новую жидкость в ГУР необходимо в соответствии с рекомендациями производителя. Если периодичность не регламентирована, ориентировочный период замены масла гидроусилителя руля – каждые 2–3 года (50–60 тыс. км пробега). Основные признаки снижения характеристик жидкости в ГУР:
- появление горелого запаха;
- посторонний шум в системе;
- рост усилия при повороте руля.
Поменять рабочую жидкость в гидроусилителе можно на нашей СТО.
Полная замена
Подготовительные работы включают в себя вывешивание передних колес автомобиля. Это необходимо сделать, поскольку прокачивание системы гидроусилителя осуществляется поворотами руля в крайние положения.
Первым делом удаляем всю жидкость ГУР из бачка, как в случае с частичной заменой. После этого отсоединяем от бачка входной и выходной патрубки и опускаем их в подходящую емкость.
Если бачок очень грязный, лучше снять его и промыть. Подойдет любой очиститель, можно использовать бензин или керосин, главное перед установкой просушить его, или продуть компрессором.
Теперь чтобы выгнать из контура остатки старой жидкости, садимся за руль и вращаем его до упора в разные стороны. Многие автовладельцы при этом заводят двигатель на несколько секунд. Это задействует насос ГУРа и жидкость сливается быстрее.
Но производители не рекомендуют заводить машину при слитой из «гидрача» жидкости – это пагубно влияет на насос.
После того как жидкость перестанет вытекать из патрубка идущего от насоса, устанавливаем бачок на место и фиксируем патрубки.
Заливаем новую жидкость до отметки max и идем крутить руль (крышку бачка закручивать не нужно). По мере убывания масла доливаем его. Остатки воздуха из системы выгоняем на заведенном двигателе, задерживая руль в крайних положениях на несколько секунд.
В последний раз проверяем уровень жидкости и закручиваем крышку. На этом замена масла в ГУР завершена.
Желающие произвести эталонную замену жидкости ГУР, после описанных процедур проезжают несколько десятков километров и снова меняют масло, тем самым осуществляя промывку системы.