Как выбрать дневные ходовые огни и обязательно ли их использовать
Как выбрать дневные ходовые огни и обязательно ли их использовать?
Дневные ходовые огни (ДХО) представляют собой дополнительные элементы наружного освещения транспортного средства, которые служат для повышения его заметности на дороге. За счет них автомобиль становится видимым с большого расстояния. Благодаря этому минимизируется вероятность того, что участники дорожного движения упустят ваше авто из виду даже при езде на большой скорости и плохой видимости из-за погодных условий.
Согласно с законодательством Украины отечественные автомобилисты должны ездить с включенными ДХО в дневное время суток в период с 1 октября по 1 мая. Данное требование распространяется на транспортные средства, движущиеся за пределами населенных пунктов. Это связано с тем, что именно за городом большинство авто передвигается на высокой скорости, более 100 км/ч. В случае отсутствия ДХО вместо них водитель должен включить ближний свет. Рассмотрим, как правильно выбрать эти приборы и нюансы их использования.
Разъяснение ПДД и ГОСТ
Схема подключения дневных ходовых огней
Что такое ходовые огни на автомобиле, трактуется и в ПДД. А еще обозначается, что движение транспортных средств без этих фонарей в зимне-осеннее время – недопустимо и может быть наказано штрафом.
ГОСТ Р 41.48-2004 указывает, что ДХО должны включаться при запуске машины, а с началом работы основного света (ближнего, дальнего, противотуманок) – эти огни выключаются.
Если они заменяются иными – то требования этого ГОСТа будут соблюдаться автоматически.
Производители высококлассных автомобилей в полной сборке добавляют дополнительные функции для автомобильных дневных светодиодных фонарей. Это может быть отключение их при заднем ходе, при установке ручника, при установке селектора АКП на Паркинг или др. Все эти дополнения хоть и не прописаны в ГОСТ, но не нарушают его.
Установка дневных ходовых огней согласно ГОСТ
Согласно ГОСТ Р 41.48-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации», установка подобных устройств на автомобиль допускается. Пункт 6.19 сего ГОСТа допускает факультативную установку дневного ходового огня при условии, что размещение будет соответствовать нормам (см. рисунок) и функциональная электрическая схема будет надлежащей. «В случае установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически, когда приведен в положение «включено» орган управления запуском/остановом двигателя. Должна быть обеспечена возможность приведения в действие и отключения функционирования автоматического включения дневных ходовых огней без помощи инструмента (без участия дополнительных клавиш — прим. редакции). Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически, когда включаются головные фары, за исключением тех случаев, когда головные фары включаются на короткий промежуток времени для сигнализации участникам движения».
Кроме того требование ГОСТа регламентируют отклонение относительно продольной оси автомобиля. Дневные ходовые должны быть установлены перпендекулярно направлению автомобиля с угловым допуском 10 градусов.
Законность установки ДХО на автомобили
Дневные ходовые огни, по правилам ПДД, обязательно должны присутствовать на каждом автомобиле. Однако, следует полностью разобраться в этом вопросе, узнать всю нюансы. Таким образом, в данном материале, мы расскажем вам все о законности установки ДХО на автомобиль.
Закон об обязательности ДХО на автомобиле
С 2011 года Европейской Экономической Комиссией ООН был принят закон об обязательной установке ДХО на транспортные средства. По правилу № 87, каждый автомобиль должен комплектоваться дневными ходовыми огнями. Использовать их необходимо в светлое время суток. Принятие такого закона было очевидным, поскольку даже в дневное время, особенно зимой и осенью, происходит очень много аварий по причине незаметности автомобиля на дороге.
После того, как ЕЭК обязала каждого водителя любой страны использовать данный вид внешнего освещения на своем автомобиле, до 40% снизилось количество аварий на дорогах. Дневные ходовые огни – это специальные внешние осветительные приборы, предназначенные для использования в дневное время суток. Огни необходимы для обозначения автомобиля на дороге, что влияет на повышение безопасности для водителя и окружающих.
Когда необходимо использовать ДХО в Украине?
Дневные ходовые огни необходимо использовать во время передвижения по проезжей части на территории Украины. Однако, стоит отметить, что вы, как водитель, не обязаны круглый год использовать данный тип освещения.
Виды ДХО по типу монтажа на автомобиль
На сегодняшний день, дневные ходовые огни делятся на такие виды по типу монтажа:
Штатные
Устанавливают на автомобили только с 2011 года. Следовательно, до этого такой вид осветительного прибора не был предусмотрен в технической конструкции транспортного средства.
Универсальные
Устанавливают на автомобили самостоятельно, что означает вмешательство в техническую конструкцию транспортного средства. Иногда универсальные ДХО еще называются «кустарные»
Законно ли использовать универсальные ДХО в Украине?
Изначально, отметим, что «кустарные» ДХО – это не только устройства, которые устанавливались вами лично, но и на специализированных СТО. В любом случае, это не отменяет того факта, что было совершено вмешательство в заводскую конструкцию транспортного средства. В настоящее время, многих водителей волнует один и тот же вопрос:
Обратите внимание на ПДД!
- 31.3 Запрещается эксплуатировать транспортное средство по законодательству. В случае переоборудования, с явным нарушением требований стандартов, правил и нормативов, что касается безопасности дорожного движения.
- 31.4 Запрещается эксплуатация транспортного средства по законодательству, при наличии технических неисправностей и несоответствия требованиям конструкции ТС.
- 31.4.3 Внешние световые приборы запрещается эксплуатировать, в случае: Тип, цвет, количество, размещение и режим функционирования внешних осветительных приборов не отвечает требованиям конструкции транспортного средства.
Внимание!
Если было произведено переоборудование транспортного средства, и установлены дневные ходовые огни, не предусмотренные в его конструкции – то это запрещено!
Кодекс Украины и административные нарушения
Перед тем, как произвести установку дневных ходовых огней на собственное транспортное средство, необходимо досконально изучить законодательство Украины. Начнем с кодекса Украины.
Статья 121 гласит:
Эксплуатация транспортного средства, которое имеет неисправности внешних световых приборов (в темное время суток), или же другие технические проблемы – запрещена. Переоборудованный автомобиль с нарушением правил, норм и стандартов конструкции ТС, ведет за собой наложение штрафа в размере 20-25% от прожиточного минимума гражданина (в среднем 340-425 грн).
Статья 122 гласит:
Использование внешних осветительных приборов или же сигнальных огней во время движения, которые не отвечают требованиям соответствующих стандартов, ведет за собой наложение штрафа в размере 25-30% от прожиточного минимума гражданина (в среднем 425-510 грн).
Помимо Кодекса, необходимо учитывать и внесенные с 15 апреля 2013 года коррективы в ПДД Украины:
ДХО – это внешние осветительные приборы белого цвета, которые предусмотрены конструкцией машины. Устанавливают их спереди автомобиля, необходимы они для улучшения видимости и заметности транспортного средства во время передвижения в светлое время суток. Следовательно, установка ДХО, если это не предусмотрено в технической конструкции транспортного средства, является незаконной. ГАИ вправе остановить владельца такого автомобиля и наложить на него штраф!
Есть ли выход?
Несмотря на то, что законодательством Украины категорически запрещено производить установку дневных ходовых огней на автомобиль, если это не предусмотрено в конструкции ТС, многие водители все же прибегают к подобному варианту. Отметим, что в законодательстве Украины сказано, что если на транспортном средстве нет ДХО, значит в светлое время (в определенное время года), следует использовать ближний режим света головной оптики.
Учитывая, что самостоятельные светодиодные ДХО намного лучше, чем ближний режим света, водителей интересуют вопрос: «Можно ли легализировать установку «кустарных» ДХО?»
Как доказать законность установки «кустарных» ДХО в Украине?
Стоит отметить, что в данном разделе пойдет речь о том, как доказать законность установки универсальных ДХО на автомобили, где ДХО нет, но в конструкции ТС это предусмотрено. Ситуация с установкой таких световых приборов на автомобиль, где даже в конструкции ТС этого не предусмотрено – обстоит сложнее.
Если в конструкции вашего автомобиля предусмотрена установка такого светового оборудования:
В автомобиле есть специальное место, куда вы можете поставить дневные ходовые огни, и это прописано в нормативно-технической документации на машину.
Для того, чтобы доказать это сотрудникам ГАИ, необходимо сделать копию из выдержки данной документации.
Возите постоянно с собой техпаспорт и в случае, если ГАИ попытаются составить на вас протокол, то предоставьте им доказательства, что даже в конструкции ТС предусмотрен монтаж такого светового оборудования.
Если ГАИ указывают на несоответствие установленного оборудования украинским стандартам:
Изначально знайте, что даже в МВД Украины нет предусмотренного законодательства, которое бы осуществляло контроль за соответствием установленных ДХО.
Сотрудники ГАИ могут указывать вам на запрет установки не только китайских ДХО, но и таких качественных, с сертификацией соответствия всем правилам и нормам, как Philips и Osram.
В ЕЭК ООН по правилам № 48 (требования к установке ДХО) и №87 (технические стандартны ДХО) допускают установку качественных, фирменных ДХО. Однако, в ПДД Украины нет ни одного правила, которое помогло бы доказать соответствие или же не соответствие нормам и стандартам.
Если в конструкции вашего автомобиля не предусмотрена установка ДХО:
Изначально, вам необходимо собирать огромное количество документации, обращаться в ГАИ, чтобы получить разрешение на установку такого оборудования. Обратите внимание, что это не просто трудный процесс, а еще и очень длительный.
Если вы радикально настроены произвести установку ДХО на свое авто, тогда попробуйте сделать все правильно, по закону.
Только после того, как вы получите разрешение – можно будет произвести установку огней дневного света.
Если вы поставили ДХО на авто с непредусмотренной конструкцией для этого (сделали не по закону), то:
Это приведет к штрафу за вмешательство в конструкцию ТС и за неправильное использование внешнего светового оборудование.
Также может привести к судебным разбирательствам, которые могут затянуться на долгие месяцы или даже годы.
На заметку водителям!
Дневные ходовые огни – это самостоятельные светодиодные приборы, которые ставятся спереди транспортного средства предназначены для обозначения автомобиля в дневное время суток на дороге. Незаконная установка таких приборов на автомобиль, где это не предусмотрено конструкцией, приводит к штрафам и судебным разбирательствам. Убедитесь в законности установки ДХО на свой автомобиль, или же получите разрешение ГАИ на переоборудование конструкции транспортного средства, чтобы все было легально!
Как выбрать ДХО?
Требования, которые должны учитываться при установке ДХО, уже были описаны выше.
Если на вашем автомобиле ходовые огни будут сделаны неправильно, инспектор ГИБДД будет вправе остановить вас и выписать вам штраф. В некоторых ситуациях транспортное средство могут отправить даже на штрафстоянку.
Если вы хотите, чтобы ваши ходовые огни соответствовали правилам дорожного движения и ГОСТу, стоит уделить особое внимание их выбору. Ведь от того, какой дорожный ходовой огонь вы решите установить на свое авто, будет многое зависеть. Самую качественную продукцию выпускают такие компании, как Hella и Philips Osram. Выбирать их стоит не только потому, что они соответствуют всем стандартам, но и потому, что они могут сделать ваше перемещение по дорогам наиболее безопасным. С продукцией выше представленных марок обычно не наблюдается проблем, когда автомобиль проходит диагностику на СТО. Приборы, произведенные кустарным способом, не могут соответствовать всем требованиям.
Обычно с установкой ДХО не возникает никаких сложностей. Единственное, что может вызвать у вас неудобство – это нарушение целостности конструкции автомобиля. Такая проблема наиболее часто встречается у водителей, которые покупали свой автомобиль еще до того, как закон об обязательном использовании ДХО начал действовать.
Если имеете старый автомобиль, на котором не предусмотрены ДХО, то вам придется собирать множество бумаг для получения разрешения на внесение изменений в ТС. Кроме того, вам придется приложить еще и немало усилий для того, чтобы поставить ходовые огни. Ведь для этого придется создавать отверстия в бампере и разбираться с электроникой.
Подключение через 5 контактное реле
Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов. Сначала о подключении реле для ДХО:
- 30 – на плюсовые выводы светодиодных модулей;
- 85 – на плюсовой провод габаритной лампы;
- 86 – на корпус авто;
- 87а – на «+» с замка зажигания;
- 87 – не подключать (заизолировать).
Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.
Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.
Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.
Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.
Установка дневных ходовых огней ДХО, особенности установки, требования и правовые аспекты самостоятельной установки ДХО в Украине.
С 15 апреля 2013 года вступило в силу требование Правил дорожного движения Украины, согласно которому с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах при движении вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни (ДХО). А в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства — ближний свет фар.
Установка дневных ходовых огней ДХО, особенности установки, требования и правовые аспекты самостоятельной установки ДХО в Украине.
В настоящее время в Украине дневными ходовыми огнями оснащены менее 1% реально эксплуатируемых автомобилей. Из них около четверти владельцы оборудовали данными устройствами самостоятельно. Интерес автовладельцев к ДХО вполне понятен. Ведь на ближний свет приходится тратить около 0,375 литра горючего в час независимо от скорости движения. При годовом пробеге в 20 000 километров со средней скоростью 40 км/ч автомобиль находится в пути 500 часов, зря сжигая 190 литров бензина.
Экономия при установке ДХО на автомобиль.
Бытует мнение, что включенный ближний свет повышает расход топлива примерно на 1%. Давайте проверим, так ли это. При движении в городских условиях со средней скоростью 30 км/ч, примем средний расход топлива 10 л/100 км или 3 литра в час. В этом случае расход топлива возрастает на 12,5% (0,375 л от 3 л)!
При движении за городом со скоростью 90 км/ч, примем средний расход топлива 6 л/100 км или 5,4 литра в час. Здесь уже прирост расхода топлива будет поменьше, но тоже весьма солидным — почти 7%. Понятно, что этот подсчет весьма условный, но порядок величин он отражает правильно.
Существенны ли для автовладельцев эти дополнительные затраты? Как правило, да. Секрет в том, что люди с тугим кошельком практически поголовно ездят на новых машинах, оснащенных дневными ходовыми огнями еще в заводских условиях. Тогда как включать ближний свет придется владельцам именно старых автомобилей. Соответственно, экономия от самостоятельной установки ДХО для автовладельцев может оказаться весьма ощутимой.
Кстати, мало кто задумывается над тем, что кроме бессмысленных затрат на зря расходуемое топливо, круглосуточная езда с включенным ближним светом фар таит в себе и другие неприятные моменты.
Средний срок службы автомобильных ламп.
Так, средний срок службы наиболее распространенной двухнитевой лампы Н4 составляет 450 часов. Тогда как лампочка A12-5, обычно используемая для освещения номерного знака, имеет срок службы всего 230 часов. Понятно, эти величины весьма условные, но лампочки, как известно, имеют обыкновение перегорать в самый неподходящий момент. И дело здесь вовсе не в их копеечной стоимости.
Просто перегоревшая лампочка в левой фаре (первой, как известно, всегда перегорает спираль ближнего света) и перегоревшая лампочка освещения номерного знака — отличный повод для составления протокола в темное время суток. При этом круглосуточное использование этих ламп многократно приближает их кончину.
Более того, во многих современных машинах заменить эти лампочки достаточно сложно. Не всякий водитель сможет сделать это самостоятельно. Поэтому для дальнейшего движения (без конфликта с ПДД) необходимо будет дожидаться светлого времени суток. Либо воспользоваться мобильным сервисом или эвакуатором.
Но главную проблему автовладельцам наверняка доставит элементарная забывчивость. На автомобиле, оставленном с включенными габаритами, которые не видно в светлое время суток, быстро разрядится аккумулятор. Если же подобное будет происходить неоднократно, срок его службы существенно сократится, а это снова расходы.
Самостоятельная установка ДХО на автомобиль, правовые аспекты.
Поэтому понятно желание многих автовладельцев установить на свои машины ДХО. Казалось бы, этому ничто не препятствует. Во всяком случае Правило ЕЭК ООН №87, ратифицированное Украиной, прямо предусматривает, что дневные ходовые огни обязательны на автомобилях. К примеру, в России Технический регламент разрешает самостоятельную установку ДХО при условии соблюдения вышеупомянутых требований. Нет ограничений по самостоятельной установке ДХО и в других странах.
Но наша ГАИ, руководствуясь исключительно корыстными мотивами, называет самостоятельную установку ДХО переоборудованием. Норовя заработать сначала на выдаче соответствующих разрешений. А потом на последующей перерегистрации транспортных средств.
Так, в Центре безопасности дорожного движения и автоматизированных систем МВД Украины (ЦБД и АС) утверждают, что, если ДХО заводом-производителем автомобиля не устанавливались, их установка является переоборудованием. И предварительно должна быть согласована с последующим отражением в регистрационных документах.
Документы необходимые для самостоятельной установки ДХО на автомобиль.
Для этого автовладелец сначала должен получить в ЦБДД и АС либо в ГП «ГосавтотрансНИИпроект» заключение. В нем указывается как принципиальная возможность установки ДХО, так и то, каким требованиям они должны соответствовать. К примеру, стоимость подобного заключения в ЦБДД и АС МВД Украины составляет 99 грн.
После выполнения данного переоборудования — будь то самостоятельно либо в условиях какой-то сервисной станции — должны быть проведены соответствующие испытания установленного ДХО. С получением акта технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (приложение №5 к Порядку регистрации и перерегистрации транспортных средств). Либо сертификата соответствия. Стоимость подобных документов может составлять порядка 100-200 грн.
Данные испытания, а также выдача соответствующих актов проводятся на СТО, которые уполномочены для проведения испытаний такого рода «УкрСЕПРО» или НААУ (Национальное агентство по аккредитации Украины).
И уже с этими документами автовладелец должен обратиться в МРЭО для внесения соответствующих записей в регистрационные документы. Вернее, для перерегистрации автомобиля. Заплатив еще примерно 300-550 грн. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. Для выполнения обязательного требования европейского стандарта, ратифицированного Украиной, необходимо получать разрешение в ГАИ. При этом выполнение требований ГАИ отнимет немало времени и обойдется как минимум в 500 грн.
Нормативные документы и требования по установке ДХО на автомобиль.
В то же время согласно п. 6.1.3 ДСТУ 3649-2010 на снятых с производства транспортных средствах или на тех, которые приведены в соответствие с требованиями данного стандарта либо переоборудованы согласно разрешительным документам, разрешено устанавливать внешние световые приборы от других транспортных средств с соблюдением требований ДСТУ UN/ECE R 48-02.
Таким образом, данный ДСТУ однозначно разрешает устанавливать ДХО. Как минимум на машины, снятые с производства. При условии соблюдения требований ДСТУ UN/ECE R 48-02. А именно :
— Каждый ДХО должен иметь яркость от 400 до 1200 кандел.
— Площадь видимой поверхности — от 25 до 200 см2 и белый цвет.
— Расстояние между ДХО должно быть не менее 60 см.
— Высота дневных ходовых огней над уровнем дороги — от 25 до 150 см.
Также дневные ходовые огни должны включаться автоматически при запуске двигателя или при начале движения. И автоматически выключаться при включении противотуманных или головных фар как ближнего, так и дальнего света (кроме моргания дальним светом), а также при остановке двигателя.
Цены на дневные ходовые огни для автомобиля.
Если говорить о ценах на ДХО на украинском рынке, то модуль управления фарами дальнего света, позволяющий использовать их в качестве дневных ходовых огней, у нас можно приобрести примерно за 300-500 грн. Но его несложно изготовить и самостоятельно. Подобное устройство позволяет обойтись без установки дополнительных ДХО, для которых на машине нередко сложно найти подходящее место.
Светодиодные же ДХО можно найти, начиная от 120 грн за комплект. А в китайских интернет-магазинах и вовсе за $3. Но понять, что предлагают за эти деньги, практически невозможно. Обычно в аннотациях указаны габаритные размеры ДХО и количество светодиодов. Реже — потребляемая мощность. А вот о силе света, как правило, молчок.
В среднеценовом диапазоне (350-500 грн) сила света ДХО обычно указывается, и она вполне соответствует (на бумаге, конечно) Правилу № 87. И только начиная от 800 грн можно найти дневные ходовые огни, на которых указывается не только сила света, но и то, что они соответствуют этому самому Правилу № 87. Впрочем, и это не дает какой-либо гарантии соответствия параметров ДХО требованиям стандарта.
Для этого на ДХО необходим сертификат соответствия. Но пока сведений о том, что его имеет кто-то на отечественном рынке нет. Все продавцы в один голос утверждают, что сертификация ДХО не предусмотрена. В то же время подобный сертификат необходим хотя бы для того, чтобы в случае несоответствия ДХО заявленным характеристикам продавцу можно было предъявить какие-то претензии.
По материалам автомобильного журнал «Автомир».
№ 18.2013 года.