Как правильно делать сход развал?
Как правильно делать сход развал?
Звоните
Пишите
Мобильный
+7 901 518 44 00
Высококомфортный и легкий в управлении транспорт — вот, чего ждут от современного авто. От его устойчивости и предсказуемости поведения во время движения во многом зависит общая безопасность на дороге. Важную роль в этом играют правильно заданные углы установки колес, или правильный сход-развал. Основные углы, характеризующие положение колес автомобиля, которые следует своевременно проверять и регулировать — это кастер, развал и схождение.
- Развал – угол наклона колес относительно плоскости дороги.
- Схождение – угол между направлением движения и плоскостью вращения колес. Если вы слышите визг покрышек в повороте даже при небольшой скорости, значит неправильно отрегулировано схождение. При неправильной установке покрышка может стереться и стать непригодной для дальнейшего использования уже через пару тысяч километров.
- Угол продольного наклона шкворня, или Кастор. Его значение – стабилизация управляемых колес во время движения. Его неправильные значения затрудняют движения руля и снижают общую управляемость авто на поворотах.
Как часто рекомендуется делать сход-развал? После сезонной смены покрышек. Это как раз будет соответствовать и рекомендациям производителей, которые рекомендуют проводить эту процедуру каждые 10-15 тыс. км. (примерно 2 раза в год). Может возникать и внеочередная необходимость в регулировке углов установки колес. Об этом свидетельствуют ряд признаков:
- Плохая управляемость и увод автомобиля в сторону;
- Повышенный износ покрышек, либо неравномерный износ протектора шин;
- Автомобиль запаздывает в управлении;
- Руль перестал возвращаться при выходе из поворота;
- После ряда ремонтных работ, таких как замена шаровых опор и наконечников, рулевых тяг и рейки, маятникового рычага, стоек, пружин и сайлент-блоков;
- После изменения высоты посадки автомобиля;
- После каждой смены резины;
- После неудачных наездов на ямы и препятствий;
- Не все знают, что сход–развал стоит делать и на новом автомобиле. Дело в том, что изготовитель, в надежде на то, что именно продавец (дилер) пред продажей сделает необходимую доводку, выставляет среднее значение. Но, как показывает практика, дилеры не сильно в этом заинтересованы, и порой схождение даже в допуски не попадает. Покупатель уезжает на неотрегулированной подвески, что влечет за собой неприятности во время езды. Именно поэтому, купив авто, не откладывайте поездку в автосервис.
Объяснять подробно, что такое сход-развал мы не будем. В интернете на эту тему достаточно информации. Если сказать проще: колеса наклонены друг к другу («-» развал) или напротив, значительно отклонены друг от друга («+» развал) – и тот и другой вариант нужно исключить, поскольку это может привести к поломке всей ходовой части авто.
Регулировка развал-схождения колес на современных СТО выполняется при помощи специальных стендов: компьютерного и оптического. Преимуществом компьютерного стенда является учет положения задних колес в процессе регулировки развал-схождения. Но и на оптическом стенде можно выставить практически идеальные углы установки колес. Многие долго штурмуют интернет, изучают имеющиеся в его районе станции техобслуживания, прежде чем обращаться за услугой развал-схождение. Скажем одно, делать сход–развал можно как на оптическом, так и на компьютерном стенде. На наш взгляд, результат здесь больше зависит от рук и мастерства «развальщика» и от подготовленности самого стенда.
Интересно: опытный мастер во время регулировки сход-развала может определить историю авто: был ли автомобиль в ДТП. Дело в том, что нарушение взаимного расположения лонжеронов, искривления геометрии кузова, не заметные на первый взгляд, хорошо отражаются на углах колес.
Процедура сход–развала:
Прежде чем делать развал-схождение, необходимо проверить состояние сайлен-блоков, шаровых опор, рулевых тяг и наконечников. Дальше «развальщик» выставляет правильное давление на всех шинах. После этого необходимо «разгрузить» подвеску, правильно установить датчики на колеса и обязательно произвести компенсацию биения колес. Необходимо также освободить багажник от лишнего груза. Если этого не сделать, на правильность измерения углов рассчитывать не приходится. Если после оценки замеров выясняется, что параметры сильно не в допуске, а развал и кастор не регулируется, тогда необходима консультация кузовного мастера и сварщика.
Многие автолюбители регулируют сход-развал самостоятельно в гараже с ямой или на эстакаде. При этом все расстояния замеряют с помощью линейки или рулетки и отвеса. Однако стоит заметить, поскольку от этих параметров и их регулировки зависит безопасность на дороге, то лучше, чтобы эти работы проводились специалистами в специализированной мастерской.
Развал-схождение – что это такое?
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
- У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
- У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Когда нужно делать развал-схождение
У машин есть разные установленные показатели пробега, которые приводят авто на развал — в среднем это 15 тыс. км. Но в ряде неплановых ситуаций регулировка потребуется в срочном порядке. Это авария, попадание в яму, проезд через бордюр, частая и долгая езда по плохим дорогам, ремонт какого-либо узла подвески, ходовой части.
Какие признаки свидетельствуют о необходимости пройти развал-схождение?
Неравномерный, ускоренный износ шин, они визжат на поворотах.
Машину уводит, нужно прилагать разные усилия при левом и правом поворотах.
Руль плохо слушается, туго поворачивается.
Важно: перед отправкой на стенд убедитесь (и мы поможем), что у перечисленного нет других причин: давление в шинах в норме; протекторы на левом и правом колесах изношены одинаково; нет люфта подшипников и рулевого управления; колесные диски не деформированы.
Как понять, нужно ли делать сход – развал в автомобиле?
Если вы чувствуете, что при передвижении по дороге, ваш автомобиль клонит в сторону, или же есть ощутимая вибрация в руле, то, вероятнее всего, колеса вашего транспортного средства нуждаются в диагностике и регулировке сход — развала. Регулировка сход — развала является важной частью технического обслуживания автотранспортных средств, это позволит вам сэкономить деньги в долгосрочной перспективе.
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РЕГУЛИРОВКА РАЗВАЛ — СХОЖДЕНИЯ КОЛЕС?
Регулировка сход – развала включает регулировку трех основных углов колес, чтобы каждое колесо стояло по отношению к трем другим в правильном положении. Это обеспечит стабильную работу подвески и исключит случаи, когда в движении автомобиль «ведет» в сторону. Смещение правильного положения колес, как правило, происходит со временем, ввиду того, что подвеска автомобиля переносит достаточно большие нагрузки на дороге, что приводит к смещению некоторых ее деталей со своего первоначального положения.
Это происходит с каждым автомобилем, который намотал не один десяток километров. Добавьте другие раздражители, например, столкновения с бордюрами или переезд через лежачего полицейского на слишком высокой скорости, и можете быть уверены, что придет время, когда подвеска и рулевое управления начнут просить о пощаде.
КАК УЗНАТЬ, ЧТО МОЙ АВТОМОБИЛЬ НУЖДАЕТСЯ В РЕГУЛИРОВКЕ СХОД – РАЗВАЛА?
Если руль повернут от своего центрального положения в одну из сторон, а автомобиль продолжает движение по прямой линии, это значит, что пора осуществить диагностику сход – развала автомобиля. Тот же вердикт следует в случае, если руль находиться в центральном положении, а автомобиль отказывается ехать прямо.
Кроме того, одним из индикаторов нарушенного сход – развала служит неравномерный износ шины, но об этом далее.
ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ РЕГУЛИРОВКУ СХОД — РАЗВАЛА КОЛЕС?
Запомните, чем больше времени вы будете передвигаться на не откалиброванном автомобиле, тем больше вреда будет нанесено подвеске и рулевому управлению.
Кроме того, если сход — развал колес нарушен, продолжительность жизни ваших шин может резко сократиться. Шины разрабатывают таким образом, что только определенная их часть имела контакт с дорогой. Автомобиль со сбитым сход – развалом держит шины под неправильным углом, а это значит, что правильная часть шины не сможет получать необходимого контакта с дорогой. Шины такого автомобиля будут снашиваться неравномерно и намного раньше положенного срока, а это значит, что менять их придется гораздо чаще обычного.
БЕРЕЖЕТЕ ШИНЫ, БЕРЕЖЕТЕ ТОПЛИВО
Экономия топлива является еще одной из основных причин, чтобы следить за сход — развалом вашего автомобиля. Если шины будут катиться по дороге под неправильным углом, они будут встречать большее сопротивление, заставляя автомобиль больше работать, используя при этом больше топлива.
Регулярная проверка сход — развала колес вашего транспортного средства является отличным способом обеспечить собственную безопасность и правильную работу автомобиля. Конечно, это будет стоить вам денег, но зато сэкономит средства на покупку новых шин и дополнительного топлива в будущем. В крайнем случае, сход – развал можно отрегулировать и самостоятельно, в домашних условиях (инструкция здесь), но лучше доверить свой авто профессионалам.
Инструкция — как провести операцию своими руками
Стенд регулировки развала-схождения
Для проведения операции понадобятся следующие инструменты и составляющие:
- стандартный набор инструментов автомобилиста;
- ровная бетонная площадка, желательно со смотровой ямой;
- шнур-отвес;
- линейка;
- мел.
Для начала выставляем колёса в положение прямо. Регулируем рулевым колесом, стоя сбоку автомобиля и следя за колёсами. Делаем мелом отметки сверху и снизу колеса по диаметру.
Далее, берём шнур-отвес и прикладываем его к крылу, измеряя расстояние от верхнего и нижнего края диска до места прикладывания отвеса.
Разница между величинами расстояния должна быть равной плюс/минус 3 мм.
После этого нужно будет прокатить автомобиль немного вперёд так, чтобы меловые метки повернулись на 90 градусов. Снова повторяем замер, таким же образом, как и ранее.
В видео рассказывается о том, что такое развал-схождение и как происходит регулировка:
Эта повторная процедура проводится в целях чистоты замера, ведь ни крыло, ни площадка, ни само колесо идеально ровной точкой отсчёта считаться не может.
После этого нужно будет снять колесо. А затем отпустить болты крепления кронштейна поворотного кулака и амортизатора. Поворотный кулак после этого нужно сдвинуть наружу или внутрь на то расстояние, которое мы получили в процессе замера.
После чего колесо и кронштейн ставим на место.
Проведённая процедура поможет правильно установить угол развала колеса. И даже здесь погрешности разрешаются, но они должны быть следующими:
- на заднеприводные автомобили +1…+3 мм;
- на переднеприводные модели −1…+1 мм.
Угол схождения колёс и его регулировка
Сход-развал проводят и путём регулировки схождения колёс. Для этого используют специальную телескопическую линейку. Опять же нужно работать на идеально ровной площадке и установить колёса в направлении «прямо».
Теперь уже на внутренней стороне покрышки, ближе к диску, ставим метки мелом. Устанавливаем линейку таким образом, чтобы она не касалась никаких деталей подвески, кузова и т. п., но упиралась концами в метки. Затем линейку фиксируем. При этом «0» нужно будет сопоставить с неподвижным указателем шкалы.
Видео — как правильно делается развал-схождение:
Автомобиль прокатываем немного вперёд, и линейка смещается при этом назад, опять же не касаясь никаких деталей. Проверяем показания. Если расстояние между колёсами стало меньше, нужно укоротить рулевые тяги. Если же стало больше, рулевые тяги нужно удлинить. Длина тяг регулируется с помощью специальной муфты.
Проведённая таким образом регулировка позволит благополучно добраться до ближайшего автосервиса.
Регулировка угла развала колес
Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли. После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу. С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.
Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90. Повторить несколько раз и записать результаты.
Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров. Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.
Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.
Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.
Самостоятельное выполнение такой нелегкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах. Дополнительно вы можете посмотреть обучающее видео, как самому сделать развал схождение тут.
Как делают сход-развал?
Прежде чем приступить к регулировке угла колес, опытный мастер выполняет ряд подготовительных мероприятий:
- Осмотр авто, диагностика ходовой части и проверка давления в шинах.
- Определение компенсации биения обода колеса.
- Общая диагностика геометрии ходовой части. На этом этапе специалист выявляет дефекты, которые влияют на управляемость и устойчивость авто вне зависимости от развала-схождения.
Если автомобиль успешно прошел все испытания, осуществляется регулировка развал-схождения при помощи современного оборудования. По окончании манипуляций Вы получаете распечатку с характеристиками: угол развала правого и левого колеса (для обеих подвесок) и угол схождения, угол движения авто и др. Здесь указаны значения до и после регулировки.
Полный комплекс услуг по техническому обслуживанию автомобилей (в том числе и регулировка развала-схождения) оказывают специалисты автосервисов официального дилера Peugeot FAVORIT MOTORS. В нашем распоряжении – инновационная техническая база и профессиональный инструмент. Все мастера техцентров прошли аттестацию Peugeot. При выполнении работ мы используем только оригинальные запчасти и расходные материалы и руководствуемся установленным производителем регламентом. К Вашим услугам – доступные цены, интересные акции и программа лояльности.