Avtobusufa.ru

Автобус УФА
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая «копейка» в копилке моделей

Почти полвека назад, 9 сентября 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый серийный ВАЗ-2101 «Жигули». «Копейка», как машину прозвали в народе, быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в стране. За годы производства Волжский автомобильный завод выпустил около пяти миллионов ВАЗ-2101. Другие интересные факты о легендарной «копейке» – в нашем материале.

Ретро авто ВАЗ 2101 в клубе «ЗКС»

Качественные разработки бесценны. Именно поэтому старые автомобили не забываются и остаются востребованными даже в наше время. ВАЗ 2101 – это непревзойденный стиль и качество, которое так привлекает абсолютно всех коллекционеров. Если вы не желаете расставаться с ретро автомобилем, но считаете, что его внешние и технические характеристики не пригодны для современных дорог, обратитесь в нашу компанию. Мы возродим ваше авто и сделаем его эксклюзивным. Вы будете им гордиться!

Новое поколение – в лучших традициях LADA

Появление ВАЗ-2101 положило начало развитию отечественной школы автомобилестроения и формированию основных правил конструирования современных машин. Выпускаемые сегодня модели LADA – это привлекательный уникальный дизайн, высокая надежность, оптимальное оснащение и доступная стоимость. Совокупность этих характеристик делают автомобили LADA конкурентоспособными как на российском, так и зарубежном рынках.

ЛАДА и сегодня является самым распространенным российским автомобилем. Наиболее эксплуатируемые – модели 2107, 2106, внедорожник 4×4, а самые покупаемые – LADA Granta и LADA Vesta.

Современный модельный ряд LADA представлен пятью семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus и 4×4. Автолюбители имеют возможность купить ЛАДА в любой предпочтительной модификации – седан, универсал, хэтчбек, кроссовер. Также доступны специальные версии – пикап, фургон, броневик для инкассаторов, социальное такси, болотоход, автомобиль спасательной и кинологической служб, скорой помощи.

Сегодня АВТОВАЗ является подразделением одного из лидеров мирового автомобилестроения – корпорации Groupe Renault. Поэтому технологический уровень и качество выпускаемых предприятием автомобилей соответствуют современным требованиям и мировым стандартам.
Получить больше информации и узнать много нового о юбилейной дате, познакомиться с архивными фотоснимками и скачать их, посмотреть исторические и современные видеоматериалы можно по специальной ссылке.

Lada-1200

Привлекательность автомобиля для рядовых советских граждан была обусловлена и тем, что ВАЗ-2101 стал первой «иномаркой» допущенной до массовой продажи. Купить ее мог любой, были бы деньги. Массовость возникла не просто так. Дело в том, что СССР хотел за счет переделанного «итальянца» получить поток валюты в казну. Соответственно, наряду с машинами, предназначенными для внутреннего рынка, стали собирать «копейки» на экспорт. И чтобы не ударить в грязь лицом за границей, машины проходили несколько десятков самых разнообразных проверок(к авто для граждан СССР относились гораздо проще).

ВАЗ 2101

Экспортные машины получили название «Лада» и были вполне конкурентоспособными в Европе. По качеству они не уступали исходному «Фиату», но стоили дешевле. Сначала «копейку» запустили на рынки стран соцблока. Успех пришел быстро. Местные «Трабанты», «Вартбурги» и «Шкоды» не смогли навязать достойную конкуренцию. И в 1974 году ВАЗ-2101 отправился покорять и капиталистические страны. К тому времени Fiat 124 уже был на пенсии, поэтому конфликта интересов не получилось. Известно, что в 1975 году волжское предприятие отправило на экспорт порядка 300 000 машин! Причем они разошлись не только по Европе. «Копейка» (экспортная модель получила название Lada-1200) «наследила» в Новой Зеландии, Боливии, Перу, а также некоторых других странах Латинской Америки. А для Англии машины изготовлялись с правым расположением руля.

Читайте так же:
Когда перестали выпускать Hyundai Accent?

К концу 70-х годов ВАЗ-2101 стал уже устаревшим. И падение спроса не спасала даже низкая цена, поэтому Волжское предприятие отказалось от экспорта. А в 1983 году «копейку» сняли с производства и в СССР. ВАЗ-2101 послужил «плацдармом» для многочисленных моделей: ВАЗ-21011, ВАЗ-21013, ВАЗ-21015 «Карат», ВАЗ-2101 пикап и многих других. Главные отличия от «исходника» заключались в немного модернизированном внешнем облике и других моторах.

ВАЗ 2101 милиция

Несмотря на существенное количество недостатков, ВАЗ-2101 стал знаковым автомобилем для всего Советского Союза. Именно «копейка» показала советским гражданам, что машина может быть комфортной и надежной, если к ней относиться с уважением. А сейчас, спустя много лет, ВАЗ-2101 воспринимается как один из главных автомобильных символов СССР, наряду с «Победой» и «Волгой».

Энциклопедия

ВАЗ 2101

Года производства: 1970—1983 гг.
Всего выпущено: 2710930 экземпляров.
Размеры (Д х Ш х В, мм): 4073x1611x1440
Компоновка: двигатель спереди
Ведущие колеса: задние
Кузов: седан
Максимальная скорость, км/ч: 142
Двигатель: ВАЗ-2101
Число цилиндров: 4
Рабочий объем: 1198 см3
Число клапанов: 8
Расположение: верхнее
Мощность, л.с./кВт: 64/47 при 5600 об/мин
Коробка передач: механическая, четырехступенчатая
Тормоза спереди: дисковые
Тормоза сзади: барабанные
Электрооборудование: 12 В
Размер шин: 6.15—13

История создания

ВАЗ 2101 — советский легковой автомобиль, выпускавшийся на заводе ВАЗ. Серийно модель производилась с 1970 по 1983 год. ВАЗ 2101 или просто «Копейка», как машину прозвали в народе, стала первой моделью завода ВАЗ. Руководством СССР было принято решение о разработке нового автомобиля на базе уже имеющегося европейского аналога. В основе этого лежали чисто экономические причины: новую модель планировалось экспортировать на многие западные рынки. Разработка и продвижение новой модели на рынке заняло бы слишком много времени, а руководство страны хотело сиюминутный успех. Выбор базовой иностранной модели доверили институту НАМИ. Всего было выбрано четыре претендента, которые прошли всесторонние испытания. В числе кандидатов значились Ford, Pegeuot, Renault и FIAT. НАМИ было рекомендовано присмотреться к модели FIAT 124, которая в 1965 году была признана «Автомобилем года» в Европе. Тут стоит отметить, что в техническом плане, наиболее оправданно смотрелся бы выбор модели Renault в качестве базовой модели, хотя бы потому, что она имела прогрессивный в то время передний привод. Но хорошие отношения между руководствами Италии и СССР сделали свое дело, и базовой моделью был выбран FIAT 124.

Читайте так же:
Как уменьшить расход топлива в дизеле?

Над машиной проводились всесторонние испытания. По их результатам было принято решение о доработках в конструкции. Всего в модель было внесено около 800 изменений. Главным отличием Вазовской машины от итальянской был новый, верхневальный, двигатель. Доработке подверглась и коробка передач. Были переработаны передняя и задняя подвески. Конструкцию задней подвески изменили на пятиштанговую. Изменения коснулись и тормозов: было принято спорное решение о замене задних тормозов с дисковых на барабанные. По результатам испытаний итальянской модели было принято решение об усилении кузова. Из мелких изменений и улучшений стоит отметить появление четырех проушин под домкрат вместо двух прежних, появление буксировочных проушин и клыков на переднем и заднем бамперах. Все доработки и изменения не могли не сказаться на весе: он увеличился с 855 до 945 кг.

19 апреля 1970 года первая машина ВАЗ 2101 сошла с конвейера завода ВАЗ. Первые модели радовали новых владельцев мощным двигателем, комфортабельностью и отличным качеством сборки. Стоит отметить, что самые первые машины собирались из иностранных запчастей. Модель успешно экспортировалась на западные рынки.

ВАЗ 2101 стал основоположником и базовой моделью для целого семейства автомобилей ВАЗ, получившим впоследствии название «классическое».
Впоследствии модель неоднократно модернизировались. В частности, с 1974 года выпускалась рестайлинговая версия с индексом 21011. Главным изменением стал улучшенный мотор повышенной мощности. Кроме того, были произведены некоторые изменения в дизайне интерьера и экстерьера модели, о которых ниже.

Дизайн

Внешний облик машины для тех лет был достаточно современным. Это подтверждает и звание «Автомобиль года», полученное прародителем вазовской модели FIAT 124 в 1965 году. Облик советской машины практически повторял итальянскую модель, за исключением нескольких деталей. На переднем и заднем бамперах появились клыки. Дверные ручки были изменены на «травмобезопасные», «утопленные» в кузов машины. На ВАЗ 2101 устанавливалось зеркало заднего вида с водительской стороны.

В дизайне интерьера также произошли некоторые изменения. В частности, поменялись передние сидения, которые стали раскладными.
С 1974 года на конвейер встала улучшенная версия модели ВАЗ 2101. Она отличалась новыми бамперами, с которых исчезли клыки, новыми задними фонарями и другими элементами отделки. Изменения коснулись и интерьера модели: изменились руль и сидения.

Двигатель

Главным отличием ВАЗ 2101 от итальянского собрата стал новый верхневальный двигатель объемом 1,2 литра, взамен нижневального. Он имел мощность 64 л.с., а максимальная скорость модели составляла 142 км/ч. С 1974 года выпускалась модель ВАЗ 21011 с 69-сильным мотором. Прибавка мощности сказалась и на максимальной скорости: она увеличилась до 145 км/ч. С 1977 года выпускалась модель с индексом ВАЗ 21016 с двигателем от ВАЗ 2103, мощностью 77 л.с. и объемом 1,5 литров. Максимальная скорость этой модификации — 152 км/ч.

Модификации

ВАЗ-21016 — версия с двигателем ВАЗ-2103. Предназначались в основном для милиции
ВАЗ-2101Д — прототипы с дизельным двигателем ВАЗ-341
ВАЗ-21013 — рестайлинговая версия 21011 с двигателем ВАЗ-2101
ВАЗ-21018 — прототипы с односекционным роторным двигателем ВАЗ-311
ВАЗ-21019 — прототипы с двухсекционным роторным двигателем ВАЗ-411

Читайте так же:
Какой аккумулятор ставится на Nissan Almera?

С итальянской родословной

Идею создания в СССР большого автозавода выдвинул в середине 60‑х годов прошлого века председатель Совета министров А. Н. Косыгин. Она нашла поддержку у Л. И. Брежнева, который, как известно, был страстным автолюбителем. Правда, не надо думать, что кремлевские вожди мечтали усадить советского человека за руль личного автомобиля. Отнюдь. Просто в послевоенные десятилетия в стране накопилось много не обеспеченных товарами денег. Получив зарплату, люди тратили часть средств на текущие нужды, а остальное складывали под матрас или несли в сберегательную кассу. По замыслу государственных мужей, палочкой-выручалочкой для изъятия лишних денег у населения мог стать автомобиль. Кроме того, машины можно было экспортировать и получать таким образом валютный доход.

Далее встал вопрос выбора бизнес-партнера. Было изучено множество вариантов. В том числе рассматривались такие именитые компании, как Renault и Fiat. Остановились на итальянском концерне. Почему? Есть две версии. Первая – экономическая. Итальянцы предлагали выгодные условия кредитования. Но более распространена версия, что решение носило политический характер: в СССР активно поддерживали коммунистические партии развитых капиталистических стран и особенно Италии. К тому же еще задолго до принятия постановления о строительстве завода Косыгин собирал информацию о финансовом состоянии итальянской компании и оценивал возможности сотрудничества. Руководство Fiat, увидев интерес к своим разработкам, прощупывало почву со своей стороны, периодически наведываясь к нам с дружескими визитами.

Есть в истории «копейки» и зарубежные спортивные достижения. Например, на специальном раллийном первенстве Lada Challenge, проводимом в Англии, ВАЗ-2101 выступил в качестве гоночного болида.

20 июля 1966 года было принято правительственное Постановление о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода (эта дата считается Днем рождения АВТОВАЗа). А 15 августа 1966 года в Москве было подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве. Согласно этому документу, концерн передавал СССР проект автозавода и проект легкового автомобиля для освоения его производства. ФИАТ-124 получил в 1966 году звание лучшего автомобиля года в Европе. Эта награда и определила выбор машины для выпуска на будущем советском автозаводе. Автографы под соглашением оставили глава Fiat Витторио Валетта и представитель Министерства внешней торговли СССР В. Н. Сушков. Поговаривают, что контракт на $ 40 млн не устраивал руководство Fiat и после длительных переговоров итальянцы получили еще 8.

Выбор места для строительства завода неслучаен. Молодой город Тольятти был одним из десятков кандидатов. Выбран он был в том числе из‑за наличия судоходных путей, которые упрощали подвоз грузов и строительных материалов. Дальнейшие события развивались стремительно. Еще до стадии возведения предприятия его генеральным директором был назначен заместитель министра автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков. Пост главного инженера получил Е. А. Башинджагян, а главного конструктора – В. С. Соловьев.

ВЫШЕ КРЕПЧЕ СИЛЬНЕЕ

В СССР доставили несколько автомобилей Fiat-124, которые были направлены на комплексные испытания. И уже после первых намотанных 5 тыс. километров стало абсолютно ясно, что без доработок эксплуатировать модель на наших дорогах нельзя. В первую очередь специалисты обратили внимание на отсутствие буксировочных проушин и слишком маленький дорожный просвет. Если с первым обстоятельством еще можно было смириться, то клиренс величиной 120 мм не выдерживал никакой критики. По проселку не прохватишь, а в городе нормально не припаркуешься без риска повредить бампер или мотор о бордюрный камень. Кроме того, кузов автомобиля оказался недостаточно крепким и начал растрескиваться буквально на глазах. Недовольство советских инженеров вызывал и нижневальный двигатель – абсолютно бесперспективный с точки зрения дальнейшего развития конструкции. В общей сложности набралось более 800 замечаний. Недостатки нужно было исправить, и в компании Fiat на это пошли. Спустя некоторое время в СССР доставили партию доработанных машин.

Читайте так же:
Как проверить на оригинальность AirPods Pro?

Таким образом, прототип ВАЗ-2101 отличался от Fiat-124 усиленной подвеской, задними барабанными тормозами вместо дисковых и доработанной коробкой передач. Была изменена конструкция дверных ручек, появилось зеркало бокового обзора. Кроме того, в новой модели предусматривалась возможность трансформации сидений первого ряда, а на переднем крыле установили маленькое круглое зеркало.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года. Эта дата и является днем рождения «Жигулей». Собирали машины десятки сборщиков, среди них: слесари-сборщики В. Маркелов, Ю. Лепилин, С. Елкин, Присяжнюк, И. Осипов, В. Гусев, В. Орлихин и В. Глазунов. На седане под номером один выехал из ворот предприятия итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини вместе со специалистом ВАЗа В. Сафоновым.

Первые автомобили были собраны в пробном режиме, они не отправились на продажу, как считают многие. После отлаживания процесса сборки и устранения всех «узких мест» завод начал сборку товарных малолитражек. Случилось это в августе 1970‑го, и до конца года в Тольятти было произведено 21 530 автомобилей. Предприятие постепенно наращивало объемы производства, и уже в 1973‑м выпустило 379 007 машин ВАЗ-2101.

В 70‑е годы «копейка» стоила 5500 полновесных советских рублей, а очередь за машиной растянулась на несколько лет. Тем не менее, по общим оценкам владельцев ВАЗ-2101, автомобиль стал настоящим прорывом и торжеством отечественной инженерной мысли. Запуск двигателя зимой больше не требовал ритуального танца с паяльной лампой или ведрами горячей воды, а из радиатора не нужно было сливать жидкость. Более того, появилась возможность вылезти наконец из‑под «ласточки», обратиться в официальный сервисный центр и воспользоваться гарантией.

СПОРТИВНЫЕ ПОБЕДЫ

Автоспорт в СССР традиционно считался зрелищным, эмоциональным и очень рискованным занятием для настоящих смельчаков. Соревнования по ралли стали проводиться в нашей стране только в 1950‑е годы, намного позже, чем на Западе. В то время особых технических требований к автомобилям не было, поэтому практически все экипажи ездили на стандартных машинах без каких-либо серьезных доработок. В основном гонщики соревновались на автомобилях «Москвич».

Читайте так же:
Как работает тормозная система ABS?

С появлением ВАЗ-2101 все изменилось. Спортивный потенциал машины был очевиден, поскольку ее двигатель отлично поддавался форсировке. Устанавливался распредвал с широкими фазами, модернизировалась головка блока цилиндров, стандартный карбюратор менялся на сдвоенный Weber, выпуск выводился под переднюю дверь. По современным меркам доработок немного, но в результате мощность мотора увеличивалась с 60 до 130–160 «лошадей».

В начале 1971‑го «копейка» дебютировала в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли в числе 22 команд. Затем она показала себя в чемпионате СССР по кольцевым гонкам. Здесь автомобили Волжского автозавода даже вывели в отдельный класс – «Жигули». Осенью того же года три советских экипажа на ВАЗ-2101 приняли участие в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут длиной 15 тыс. километров пролегал по территории 14 стран Западной и Восточной Европы. Соревнования закончились победой: команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала серебряный кубок в командном зачете, а два экипажа из трех удостоились наград в личном. Два года спустя команды, выступающие на ВАЗ-2101, взяли золотой и серебряный кубки «Тура Европы-73».

Есть в истории «копейки» и зарубежные спортивные достижения. Например, на специальном раллийном первенстве Lada Challenge, проводимом в Англии, ВАЗ-2101 выступил в качестве гоночного болида.

В ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ

В 1970‑е годы автомобиль ВАЗ-2101 и его последователи были вполне конкурентоспособными даже на западноевропейском рынке. По сути, покупатели получали хорошо известный Fiat, но дешевле – демпинг сразу стал основой успеха экспортируемых советских машин. В социалистических странах «Лады» (экспортное наименование «Жигулей») и вовсе были дефицитом. Скажем, в ГДР стать обладателем заветной модели можно было, отстояв в очереди более 10 лет.

Итак, свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества – ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. «Лады» появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

ВАЗ-2101 был для своего времени отличным автомобилем. Успешным и очень востребованным. Однако на заводе прекрасно понимали, что рано или поздно «большеглазого старичка» придется отправить на пенсию. Простояв на конвейере 18 лет, первенец Волжского автозавода в 1988 году окончательно покинул просторные цеха предприятия. За все годы производства было выпущено 2 702 903 автомобиля ВАЗ-2101. А если считать вместе со всеми модификациями, получится, что «копейку» собрали на АВТОВАЗе более 4,8 млн раз!

Со дня выпуска первого вазовского автомобиля прошло без малого полвека. Все эти годы завод развивался и рос, переживая взлеты и падения, которые неизбежны на пути любой крупной компании с многолетней историей. Производственные мощности современного АВТОВАЗа увеличиваются, модельный ряд постоянно пополнятся высокотехнологичными, красивыми и комфортабельными автомобилями. Модели Kalina, Largus и Granta уже завоевали сердца множества наших сооте-чественников, а биография вышедших совсем недавно Vesta и XRAY только начинается. Пожелаем им удачи! A G

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector