Короткое замыкание аккумулятора: не допустить и воскресить
Короткое замыкание аккумулятора: не допустить и воскресить
Короткое замыкание (КЗ) в аккумуляторе – это как состояние комы у человека. Теоретическая возможность возврата к нормальной деятельности существует, но скорее всего, замкнувший аккум больше не заработает. Возникает КЗ из-за соединения двух точек электрической цепи с разными потенциалами. В аккумуляторе оно может произойти по причине замыкания положительного и отрицательного токоотводов металлическим предметом. Однако, чаще всего причины короткого замыкания внутри батареи, и увидеть их не так просто.
Замкнули банки аккумулятора — симптомы
Перед вами классический свинцовый кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них наьрана из пар разнополярных пластин. Их контакты собираются в общий коллектор, соединяются последовательно и двумя клеммами выводятся на крышку. Современные банки имеют другую конструкцию, но схема комплектации банок, ячеек, прежняя.
При последовательном соединении, напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется по самой забитой банке. Для зарядки аккумулятора напряжение подается на клеммы, и ток растекается по хранилищам. Почему замыкают банки в свинцовом аккумуляторе? Если по каким-либо причинам пластины в банке сблизились, стенки вздулись, получается перемычка, замкнула ячейка. Бывает, контактный мостик создает кусочек обсыпавшейся замазки или окалина.
Как можно проверить, не замкнута ли в аккумуляторе банка? При замере напряжения на клеммах обнаружится провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок общим напряжением 2,1*6=12,6 В. Напряжение провалилось до 10,5-11,0 В – ищи замкнутую банку.
Одна из пластин внутри банки свинцовая, а на другую нанесен слой активного вещества. При нарушении уровня электролита, перезаряде, масса может осыпаться и замкнуть пластины.
Механические повреждения извне могут привести к деформации. Возможно, корпус аккумулятора раздулся, и тогда не исключены внутренние замыкания пластин в банках. Это может произойти при перемораживании электролита и от перезаряда необслуживаемого аккумулятора.
Симптомы замкнутой банки аккумулятора – потеря напряжения, разогрев корпуса АКБ. Батарея не заряжается до 12 вольт, неспособна провернуть стартер, требуется замена. Иногда при зарядке слышен запах тухлых яиц — выделяется газ сероводород.
Восстановления электролита
И все же, как восстановить гелевый аккумулятор, если манипуляции с электродами совершать не рекомендуется? Единственное, что Вы можете сделать, не навредив – это долить дистиллированной воды, если та все-таки испарилась. В гелевых аккумуляторах испарения возможны лишь при неправильной эксплуатации. Если ток заряда превышает допустимые значения, электролит может закипать, а образовавшиеся испарения – выходить через предохранительные клапаны.
Если требуется долив воды, необходимо снять крышку и колпачки с банок, после чего заливать дистиллированную воду мелкими порциями. Каждой порции воды следует дать впитаться в наполнитель. Испарение воды – это, повторимся, единственный случай, когда можно довольно безопасно восстановить характеристики гелевого аккумулятора. Во многих остальных случаях батарея не подлежит восстановлению.
Определить, можно ли что-то сделать с аккумулятором, можно визуально. Если аккумулятор потерял емкость, то первое, на что надо обратить внимание – это форма аккумулятора. Если различимо даже малейшее вздутие – эксплуатировать АКБ нельзя. В таком случае только замена. Если же аккумулятор не изменил свою форму, следует убедиться, что с пластинами все в порядке – вполне возможно они попросту начали рассыпаться. Для этого можно потрясти АКБ и постараться расслышать шум от движения трухи, которая отслоилась от электродов. Следующий шаг – это визуальный осмотр через отверстия банок. Снимите колпачки и посветите внутрь, стараясь рассмотреть очертания пластин. Если они рассыпались – пора покупать новый аккумулятор.
Почему так происходит
Не все автомобилисты понимают, почему банка в том или ином аккумуляторе замыкает.
Основная причина — это несоблюдение правил эксплуатации, а также рекомендаций производителя.
Компоненты внутри уложены плотно, с минимальным зазором. Это обеспечивает компактность корпуса АКБ. Батарея не занимает много места под капотом. Но близкое расположение имеет и обратный эффект. Это повышенная вероятность того, что разнополярные элементы соприкоснутся между собой.
Сульфатация пластины АКБ
Рассмотрев причины возможного замыкания пластин аккумулятора, удалось выяснить, что ведёт к этому осыпание массы, сульфатация, резкие удары по корпусу, неправильная зарядка, несвоевременное обслуживание и падение уровня электролита.
Если одна секция будет работать в режиме перегрузки, она начнёт быстрее остальных терять заряд, покрываться слоем сульфата свинца и выходить из строя.
Зная про причины, а также возможные последствия, к которым ведёт замыкание пластин внутри аккумулятора, логично узнать о правильных действиях по недопущению таких ситуаций. Это своевременное обслуживание, поддержание полного заряда, защита от саморазряда, а также аккуратное обращение при сильных морозах.
Но иногда даже тщательный контроль и обслуживание ведут к замыканию. Тут уже стоит изучить вариант с возможным заводским браком. Плюс в том, что это гарантийный случай. А потому батарею можно обменять на новую, либо вернуть деньги.
Так что же теперь делать, можно ли восстановить своими руками?
Для простого водителя (особенно если это начинающий), восстановить будет сложно, я бы даже сказал невозможно – лучше сдаем и покупаем «новую».
Но для «Кулибиных», у которых руки чешутся, есть небольшая инструкция по восстановлению. Только будьте осторожны, все-таки внутри кислота!
ИТАК, что нам нужно сделать:
1) Определяем неработающую, замкнутую банку (общее напряжение около 10 – 11Вольт, нет пузырьков при заряде, внутри она темная).
2) Сливаем именно из нее электролит.
3) Разрезаем пластик вокруг нее, обязательно сверху.
4) Отсоединяем перемычки с соседними банками, можно также перерезать.
5) Достаем пакет пластин – промываем его водой, это обязательно, чтобы смыть следы кислоты.
6) Теперь нам нужно определить место замыкания:
Во-первых, аккуратно просматриваем каждую пластину и диэлектрик между ними. Нам нужно найти частичку, которая перемыкает их.
Во-вторых, если такой не нашли, то возможно все дело в осадке который скопился внизу, просто промываем – вычищаем всю свинцовую «муть» на дне.
7) После того как мы убедились, что пластины в порядке, муть убрана, опускаем «пакет» опять в банку.
8 ) Припаиваем перемычки с соседними пакетами, заливаем электролит, закрываем пластиковую крышку, которую мы срезали. Ее нужно приплавить герметично, возможно с использованием клеев и эпоксидных смол.
9) Теперь нам нужно зарядить наш аккумулятор. В 90% случаев, напряжение поднимается на нужный уровень, около 12 – 13В. То есть опять можно использовать на машине.
Так у меня восстанавливали несколько знакомых, и знаете, работали еще очень долго!
Поэтому замкнутая банка, это не всегда приговор вашей батареи, иногда возможно ее оживить, главное иметь правильные руки.
НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.
(29 голосов, средний: 3,86 из 5)
Как восстановить замкнувший аккумулятор
Прежде чем приступать к самостоятельному ремонту батареи необходимо принять необходимые меры предосторожности. Желательно все работы выполнять в хорошо проветриваемом помещении, а для защиты от серной кислоты использовать прорезиненный фартук, перчатки и очки.
Отремонтировать изделие можно в такой последовательности:
- Снять батарею с машины.
- Понять какая именно секция не подаёт признаков жизни.
- Разметить маркером границы банки на крышке аккумулятора.
- Если батарея обслуживаемая, то с помощью резиновой груши или ареометра удалить максимальное количество электролита из банки.
- Ножовочным полотном осуществить спил ранее размеченный участок крышки, после чело откроется доступ к пластинам. Если разбирается необслуживаемое изделие, то на этом этапе следует также удалить жидкость из вскрытого отсека.
- Для удаления повреждённого аккумулятора необходимо отпилить перемычки соединяющие его с другими банками. Для этой цели потребуется слегка распилить пластик закрывающий эти элементы, после чего произвести аккуратное разделение свинцовых элементов с помощью ножовочного полотна.
- Аккуратно, используя небольшие проволочные крючья, блок пластин и сепараторов поддевается и вынимается из корпуса АКБ.
- Затем потребуется подготовить пластиковую ёмкость с дистиллированной водой, в которую несколько раз окунают извлечённую деталь.
- Банку также следует тщательно вымыть дистиллированной водой.
- Если пластины не сильно разрушены, то их можно установить обратно, в противном случае необходимо подобрать аналогичный элемент от другого аккумулятора такой же ёмкости.
- При установке «родной» или позаимствованной банки следует соблюдать полярность. Только в этом случае можно надеяться на нормальную работу батареи после ремонта.
- Мощным паяльником свинцовые детали спаиваются. Также этот инструмент можно использовать для установки выпиленного ранее кусочка пластиковой крышки. Если батарея необслуживаемая, то прежде чем надёжно закрыть доступ к банке в неё заливается достаточное количество электролита. В обслуживаемых батареях эту процедуру можно выполнить уже после полного завершения паяльных работ.
Отремонтированную батарею следует зарядить. Затем работу изделия проверяют под нагрузкой. Если полностью заряженная АКБ будет справляться с запуском двигателя, то, при качественно выполненной пайке металла, такой аккумулятор может проработать ещё несколько лет без каких-либо нареканий.
Обратите внимание! Если удалось восстановить аккумулятор то его не рекомендуется ставить на автомобиль, лучше использоваь где-нибудь в хозяйстве, как резервный источник питания.
Проверка аккумулятора на замыкание
Нельзя просто так взять и проверить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора автомобиля Лифан Х60, до него сначала надо добраться
Состояние автомобильной батареи можно проверить обычным вольтметром. Снимать показания лучше с утра перед тем, как заводить двигатель. Вольтметр поставить в режим измерения постоянного тока и прикоснуться к клеммам измерительными щупами. Если стрелка показывает 10,5 -10,8 Вольт, то рекомендуется заменить аккумулятор, при условии, что Вы уверены в том, что нет утечки тока — как измерить и проверить ток утечки аккумулятора?
Видео проверки автомобильного АКБ мультиметром
Если нет измерительного прибора, то можно обойтись способом по проще.
Для этого понадобится 5-7 лампочек ближнего света. Их надо соединить параллельно и подключить к аккумулятору. Это обеспечит нагрузку по току примерно в 30 Ампер. Если батарея сможет обеспечить 5 минут нормальной работы такой гирлянды, то с аккумулятором все в порядке.
Учитывая состояние автомобильных дорог в нашей стране, которое приводит к постоянной тряске и вибрации, рекомендуется приобретать необслуживаемые аккумуляторы. Это обеспечит защиту от замыкания батареи.
Следите за аккумулятором, периодически проверяйте его состояние и он отплатит безотказной работой даже в лютый мороз.